Основы стратегического менеджмента, страница 22

Разработка функциональных стратегий означает поиск правильного поведения в рамках заданной функции и базовой (корпоративной) стратегии.     В различные периоды времени можно наблюдать изменение значимости функциональной деятельности фирмы. Так, в 60-е годы ведущим была маркетинговая деятельность, в 70-е – финансы и кадры, в 80-е – информационное обеспечение.

            Основные этапы для определения функциональной стратегии:

1.  определить роль и конкретное содержание данной функции.

2.  Уточнить как выполнение данной функции способствует развитию бизнеса.

3.  Четко провести разграничение между функциями.

4.  Согласовать деятельность исполнителей функций с корпоративной миссией, тем самым избежать узкофункционального подхода.

В идеале функциональное подразделение должно выполнять ту работу, с которой способно хорошо справляться и располагать продуманной функциональной стратегией, увязанной с корпоративной стратегией.

Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии развития фирмы.

Стратегия маркетинга – детализация маркетинговой части стратегии. Её можно назвать одной из ведущих в системе функциональных. Она включает в себя совокупность направлений развития фирмы на рынке. Элементами маркетинговой стратегии являются:

-  товарная стратегия

-  стратегия ценообразования

-  стратегия товародвижения (сбыта)

-  стратегия продвижения.

Как правило маркетинговая стратегия разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару). Однако акцент ставится на получение системного эффекта с точки зрения экономии затрат.

            Для разработки данного вида стратегии используются такие методы, как Матрица Бостонской Консалтинговой группы (матрица БКГ), матрица PIM, которые рассматривались в курсе маркетинга.

            Финансовая стратегия предполагает формирование и определение направлений использования финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии. Финансы часто являются основным ограничением для масштаба и выбора направления деятельности фирмы. Поэтому разработка данной стратегии имеет особую важность для выбора базовой и разработки остальных функциональных стратегий.

            Выделяют следующие компоненты финансовой стратегии:

-  структура предпринимательства, которая находит отражение в увеличении активов фирмы, в том числе финансовых ресурсов и рационализации их структуры. Важным моментом здесь является обеспечение ликвидности фирмы.

-  Структура накопления и потребления, которая заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления, которое обеспечивает реализацию базовой стратегии.

-  Стратегия задолженности, определяющая основные элементы кредитного плана: сумму кредита, источник кредитования, график возвращения кредита.

-  Финансирование бизнес-стратегий и крупных программ, которая чаще всего включает решения по капитальным вложениям по таким направлениям, как социальные программы, рост и модернизация основных фондов, новое строительство, поглощения и приобретения и т.п.

Стратегия НИОКР представляет собой инновационную политику фирмы. Она позволяет поддерживать или наращивать конкурентный статус выпускаемой продукции. Возможно направление этой стратегии, связанное с защитой позиций фирмы на рынке путем поддержание жизненного цикла продукта (модернизация и т.п.). Другое направление обеспечивает разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста в форме НИОКР. Последние направление существенно зависит от специфики отрасли (скорости обновления продукции). К основным элементам стратегии НИОКР относятся:

-  Технологическое прогнозирование и планирование

-  Структура НИОКР (собственные исследования и/или покупка патентов, «ноу-хау»)

-  Управление НИОКР

Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности фирмы в области выпуска продукции (оказания услуг). Важнейшие составляющие данной стратегии:

-  планирование производства и контроль

-  повышение производительности труда

-  человеческий фактор на производстве.