Основы стратегического менеджмента, страница 8

Основные показатели, характеризующие внешнюю среду:

1.  Экономические факторы: Цикл деловой активности, темпы ВНП, изменение учетной ставки (показатель, характеризующий денежное обращение), уровень инфляции, уровень безработицы и новые рабочие места, энергообеспеченность.

2.  Технологические факторы: государственные расходы на НИОКР (связаны с тактическими задачами), приоритеты правительства и промышленников на технологические разработки (связаны с долгосрочными планами); новые разработки и технологии в области механизации, робототизации, материаловедения; скорость передачи технологий, скорость ухода старой продукции с рынка .

3.  Социально-культурные факторы: демографические признаки населения, распределение доходов, социальная мобильность общества, изменение в стиле жизни, отношение к работе и отдыху, уровень образования, уровень потребления товаров и услуг.

4.  Политические факторы: антимонопольная политика, протекционистские законы, налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, законы в области трудовой деятельности.

2 этап. Оценка природокружающей среды. Здесь обсуждается неопределенность окружающей среды. Особое внимание уделяется двум ее характеристикам: динамизму и сложности.

Уровень динамизма характеризуется частотой и скоростью изменения. Сложность определяется количеством связей между отдельными элементами системы, характером их взаимодействием и взаимовлиянием. С ростом динамизма и сложности возрастает неопределенность самой среды.

Поэтому основное внимание при анализе отдается неформальным методам прогнозирования (экспертным оценкам).

Можно выделить три вопроса, на которые следует ответить на данном этап: насколько неопределенна окружающая среда и, в чем причина этой неопределенности и в каком ключе эта неопределенность должна быть рассмотрена.

Анализ специфической среды

Отраслевой анализ позволяет получить картину общего положения в отрасли и выявить ведущие компании.  В первую очередь, важно определить доминирующие в отрасли экономические характеристики, по которым проводится оценка положения в отрасли. Ниже приведены ряд этих характеристик и их стратегическая значимость.

Размеры рынка

Крупные рынки привлекают крупные фирмы, желая приобрести компании с целью укрепления своих позиций в притягательных областях

Рост размеров рынка

Быстрый рост вызывает появление новых фирм, замедление роста ведет к росту конкуренции и отсечки слабых конкурентов.

Избыток или дефицит производственных мощностей

Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции по издержкам.

Прибыльность в отрасли

Высокие прибыли поощряют новые входы, депрессии – поощряют выходы

Барьеры входа\выхода

Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм

Стандартизация товара

Переключение продавца от одного производителя к другому

Скорость изменения технологии

Возрастает риск неокупаемости инвестиций в технологии и оборудование, они не окупаются из-за быстрого морального устаревания последних

Вертикальная интеграция

Рост требований к капиталу, рост дифференциации стоимости между фирмами разной степени интеграции

Экономия на масштабе

Важно при ценовой конкуренции, увеличивается объем и размеры рынка

Быстрое обновление товара

Сокращение жизненного цикла товара

Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли

1.  Изменение в долговременной скорости роста. Оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности новых фирм.

2.  Изменения в структура покупателей и способах и сферах использования товаров. Эти сдвиги не должны быть упущены фирмой и требуют от нее внутренней перестройки

3.  Инновации в продуктах

4.  Технологические изменения

5.  Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация)