Основы стратегического менеджмента, страница 13

Способность к инновациям в производственные процессы

2.  Факторы, связанные с производством

Эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства)

Качество производства

Высокая фондоотдача

Размещение производства, гарантирующее низкие издержки

Высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах)

Дешевое проектирование и техническое обеспечение

Гибкость производства при изменении моделей и размеров

3.  Факторы связанные с распределением

Собственная торговая сеть

Быстрая доставка

Мощная сеть дистрибьюторов

4.  Факторы, связанные с маркетингом

Удобный сервис и техобслуживание

Широта диапазона товаров

Точное удовлетворение покупательских запросов

Гарантии покупателям

Дизайн и упаковка

5.  Факторы, связанные с квалификацией

Ноу-хау в контроле качества

Специалисты в области проектирования и технологий

6.  Факторы, связанные с возможностями организации, имидж и репутация компания

7.  Удобное расположение

8.  Доступ к финансовому капиталу

9.  Патентная защита

10.  Информационные системы

Способность быстро реагировать на изменения в рыночных условиях

11.  Другие типы КФУ:

Выводы по отраслевому и конкурентному анализу

            Результаты этой части стратегического анализа включают в себя следующие результаты.

1.  Основные экономические характеристики отраслевого окружения (рост рынка, географические особенности, структура отрасли, экономическое положение, требования к инвестициям и т.п.)

2.  Движущие силы

3.  Конкурентный анализ в отрасли

3.1.  Оценка силы конкуренции между продавцами в отрасли

3.2.  Угроза потенциального входа (сильная, умеренная или слабая, содержание барьеров входа)

3.3.  Конкуренция заменяющих товаров

3.4.  Способность торговаться поставщиков

3.5.  Способность торговаться потребителей

4.  Благоприятное и неблагоприятное позиционирование основных компаний (или стратегических групп) в отрасли

5.  Анализ и прогноз действий основных (ключевых) конкурентов. Кого и почему следует наблюдать.

6.  Ключевые факторы успеха.

7.  Перспективы отрасли и общая привлекательность (Факторы, влияющие на привлекательность отрасли, специфические отраслевые проблемы, перспективы рентабельности).

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Само деление на основное и вспомогательный процессы создания продукта неоднозначно.

В соответствии со сделанными предположениями анализ ресурсного потенциала происходит по схеме:

1)  Оценка ресурсов и эффективность деятельности фирмы.

2)  Финансовый анализ деятельности фирмы.

3)  Сравнительный анализ.

4)  Цель ресурсного анализа – ответ на вопрос, может ли фирма наращивать объем выпуска в будущем, или оно недалеко от периода возникновения трудностей функционирования и необходимость принимать меры по стабилизации выживания.

При оценке ресурсной эффективности деятельности фирмы по каждому из основных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим образом:

-  физические ресурсы, при этом важно не только их перечисление, а и оценка их качественных характеристик (например, не только перечислить и указать количество станков, но и указать их возрастом и др. характеристики, важные для производства продукции).

-  Человеческие ресурсы. Учитываются квалификация, стаж работы, возрастная структура, скорость продвижения по служебной лестнице и т.д.

-  Финансовые ресурсы.

-  Нематериальные активы (патенты, лицензии, управленческая культура, организационные возможности, репутация в деловом мире,  контроль над сбытовой сетью)

При оценке использования ресурсов фирмы исходят из того, что стратегический потенциал первичного хозяйственного звена есть не просто набор хозяйственных ресурсов, а система, где эти ресурсы взаимодействуют друг с другом.

При этом важными выступают такие понятия, как продуктивность и эффективность. Отличие в том, что продуктивность обеспечивает деятельность каждого ресурса конкретным показателем, а эффективность рассматривает его ценность с точки зрения гармоничного (системного) использования.