Основы стратегического менеджмента, страница 6

Эффективность управления в значительной степени зависит от реализации на практике следующих принципов:

n непрерывность на всех этапах  разработки и реализации стратегии;

n максимальный охват всех уровней и всех элементов разработки и реализации стратегии.

В конечном итоге формирование стратегии дает ответ на три вопроса:

1.  Какие направления хозяйственной деятельности следует развивать?

2.  Каковы потребности в капитальных вложениях и ресурса?

3.  Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Основные понятия стратегического менеджмента.Стратегический план

Конкурентное преимущество – это выживание в длительной перспективе и расширение бизнеса. Задача – обеспечение доходов выше отраслевого уровня и завоевание прочных позиций на рынке. Важно соотносить конкурентное преимущество со структурой нужд потребителя.

В первую очередь рассмотрим понятие конкурентного преимущества. Это относительное превосходство фирмы на определенном рыночном сегменте или на рынке товара.

Конкурентное преимущество может быть внешним, если основано на отличительных качествах товара, образующих ценность товара для потребителя за счет сокращения издержек или повышения эффективности.

            Внутренние преимущества - основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, позволяющего добиться себестоимости меньшей, чем у конкурентов. Создается ценность для производителя

Базовая стратегия – это  обобщающая модель действий фирмы, необходимых для достижения поставленных целей. Чандлер дает следующее определение стратегии: Это определение основных долгосрочных целей и задач фирмы, и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегическая альтернатива – это курсы действий в рамках выбранного направления. Они по мнению Чандлера. Определяются «путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска».

            Функциональная стратегия это направление деятельности, определенная одной из функций в рамках базовой стратегии.

            Функциональная стратегия связана с простыми функциональными операциями и действиями. Решения на этом уровне внутри организации часто описываются как “тактические”. Однако следует заметить, что такие решения всегда должны направляться и разрабатываться некоторыми общими стратегическими соображениями. Например, решения по продуктовой диверсификации будут нуждаться в рассмотрении через весь набор бизнес-стратегий, несмотря на то, что продукты в действительности выбираются по усмотрению специалистов по маркетингу, что инвестиции одобряются финансистами, и что соответствующие производственные мощности (производство) и персонал есть или будет в наличии.

Важно, что суть стратегического решения, формируемые на правлении директоров, идентифицируются и осуществляются на всех уровнях фирмы.

Маркетинга

Финансовая

НИОКР

Производства

Социальная

Организационных изменений

экологическая

Инструменты успешной реализации стратегии

Тактика – это формы и методы действий, ориентированные на достижение ближайших по отношению к стратегии целей.

            В целях достижения стратегических и тактических целей, руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая может включать различные ограничения (например по приему на работу, замораживание зарплаты и т.д.)

            Кроме этого, Фирма разрабатывает курс действий, представляющий собой совокупность установок и ограничений для руководства при принятии им решений.

Правила – выполняют роль ориентиров в реализации целей и задач фирмы. Они предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях исключая всякую свободу выбора. Правила выполняемые в определенной хронологической последовательности называются процедурой.

            Г.Митцберг один из противников решения стратегических вопросов с помощью плановой технократии (особенно американской).  По мнению Митцберга, это привело к отрицанию предпринимательских подходов к руководству и исказило картину истиной природы стратегического управления.