Основы стратегического менеджмента, страница 4

При стратегическом планировании фирма занимает активную позицию, которая предполагает, что фирма стремиться формировать свои условия, в которых она будет функционировать. То есть предполагается, что фирма активно воздействует на среду, а не начинает формировать ответные действия на уже происшедшие изменения. Однако возможна ситуация непредвиденных изменений, поскольку неопределенность и сложность среды постоянно возрастает. В этом случае у фирмы должна быть гибкая стратегия, позволяющая быстро реагировать на такие изменения.

Стратегические решения касаются следующих вопросов:

n сферы деятельности фирмы

n соответствия деятельности фирмы ее окружению

n соответствия деятельности фирмы разработанным возможностям

n распределения и перераспределения основных ресурсов фирмы

n оценок, ожиданий и целей тех, кто влияет на стратегию

Для выработки стратегического решения требуются менеджеры, которые способны преодолеть функциональные барьеры. Стратегические решения могут потребовать убеждения для реализации. Кроме того, специалист в данной области должен быть в наименьшей степени консерватором.

Основные черты стратегических решений:

1. Они требуют менеджеров для преодоления функциональных барьеров

2.   Должны быть направлены в будущее.

После того, как мы дали определение стратегического решения, определим, кто может принимать эти решения, и как эта возможность реализуется на практике.

Модель стратегического планирования.

Если провести анализ деятельности большого числа фирм, то можно выделить из них достаточно большое число используемых подходов планирования. Есть фирмы, для которых нет явной необходимости планирования своего успеха в будущем. Такой успех как бы сам подразумевается из нестабильной окружающей среды, в которой функционирует фирма, и из поступательно развивающегося развития самого производства. Однако даже в этих условиях происходит некоторая эволюция развития. То есть работает механизм объективного характера развития любой хозяйственной системы: количественные условия переходят в качественные и происходит скачок в изменениях среды развития и функционирования фирмы.

            Глубина проработки стратегического развития фирмы и в значительной степени зависит от размера компании, ее отраслевой принадлежности, уровня квалификации менеджеров.

Рассмотрим модель принятия стратегического решения, которая стала  классической в западных школах бизнеса. Ее можно представить как рациональную аналитическую модель, в которой возможны небольшие вариации в зависимости от конкретной проблемной ситуации. Однако в общем случае она включает в себя следующее:

n знание проблемы

n изучение проблемы

n решение о том, что делать

n разработка действий по реализации решения

n оценка и обратная связь результатов

Процесс принятия стратегического решения


Определение       Установление                              Постоянный                            Внешние и внут-

проблемы            стратегической                               обзор                                      реннее событие

                            проблемы                                                                                         или  потрясение                                                                                                                                   

                                                                                                             

  Изучение        Анализирование,

  проблемы       стратегии фирмы                                                                             

                                                                                        Внешняя                                   Внутренний

                                                                                          оценка                                       анализ 

 


                                                                                                              Обобщение