Основы стратегического менеджмента, страница 16

1.  Цель определяет направление развития фирмы в определенных промежутках времени. Это качественная характеристика.

2.  Цель определяет желаемое состояние и должен быть достигнут фирмой через определенный промежуток времени (количественная характеристика)

Этапы целеполагания.

1.  Определение миссии фирмы

2.   собственно процесс определения целей фирмы.

Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и “философии” существования, что дает широкий набор направлений собственно целеполагания. Определение миссии фирмы.

Обычно выражается в виде отдельных утверждений и является неким кодексом организации и определеяет его экономическую, социальную и управленческую философию фирмы.  Необязательно миссия выражается явно. Она может быть сформулирована в виде дивиза. Чаще всего миссия проявляется неясно через некие стандарты поведения, принятые в организации.  Элементы миссии:

–  экономические критерии прибыльности как обеспечение более устойчивого развития фирмы. Здесь важны не количественные характеристики массы полученной прибыли, а наличие баланса между дивидендами и затратами будущего периода.

–  позиции фирмы на рынке и ее рост. Рост важен для сохранения фирмой своих позиций на рынке.

-  Уровень и структура предпринимательства. Уровень предпринимательства это состояние экономической деятельности, которое считается приоритетным в рассматриваемый промежуток времени (например, рост или выживание).

Структура предпринимательства означает выбор направлений экономической и производственной деятельности. Возможны следующие виды структуры предпринимательства:

-  Простой бизнес (однопродуктовый)

-  Доминантный бизнес (диверсифицированное производство с упром на один продукт)

-  Относительный бизнес (диверсифицированное производство, где стары  доминантный продукт вытесняется новым)

-  Безотносительный бизнес (равноправное отношение всех продуктов в диверсифицированном производстве).

-  Социальная ответственность – К.Девис и Р. Бломстром определят ее как “обязательство высшего руководства действовать, таким образом, чтобы защищать и улучшать благосостояние всего общества, сообразуясь со своими интересами.” Важно определить, где лежит баланс между личными и общественными интересами. При этом необходимо иметь службу паблик релейшенз, которая могла бы донести до общества стремления и действия фирмы.

Формы социальной ответственности:

- Повышение уровния жизни насления. Характерно для крупных фирм. Конкретная форма зависит от сферы бизнеса фирмы, привязанности владельцев и высшего руководства: создание новых рабочих мест, поддержка малоимущих, финансирование научных проектов, меценатство в культуре, искусстве и т.п.

- Социальная защищенность работников фирмы. Наиболее характерное направление, поскольку кроме социального имиджа – предпосылки для повышения производительности труда и роста эффективности  организации.

- Самоконтроль своих действий на рынке: контроль качества продукции; продуманная политики ценностей; цивилизованная борьба с конкурентами.

Формы реализации социальной ответственности.

1.  Фирмы не декларируют о своей социальной ответственности, говорят дела.

2.  Фирма говорит только о тех аспектах, которые напрямую связаны.

3.  Социальная ответственность как элемент стратегии. Это характерно для молодых компаний, которые напрямую связывают социальную ответственность с формированием у общества привлекательного имиджа для фирмы.

4.  Социальная ответственность как сфера бизнеса.

На выработку миссии фирмы влияет множество факторов:

История фирмы

Особые преимущества в области конкурентной борьбы (патенты, ноу-хау)

Ключевые возможности и угрозы, которые определяются на этапе стратегического анализа

Влияние стейт-холдеров (акционеров).

Внутренние акционеры

(владельцы, управляющие, профсоюзы,  работники

акционеры на рынке                         фирма             внешние акционеры

(покупатели, поставщики)                                      (государство, полит.группы, активисты)