Основы стратегического менеджмента

Страницы работы

Содержание работы

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Стратегический менеджмент, как один из инструментов развития фирмы, региона, в целом хозяйства страны сформировался в конце 60-х годов в странах с рыночной экономикой. Предпосылкой его развития явились объективные причины развития мировой экономической системы и отдельных национальных экономик. К числу таких причин можно отнести, в первую очередь, большую неустойчивость развития экономики и в связи с этим высокую неопределенность будущего.

Однако, как  и любая из экономических дисциплин, стратегический менеджмент имеет свои взлеты и падения. Если в 70-х годах его считали одним из самых эффективных методов управления, то по мере дальнейшего развития общества этот метод стал все чаще терпеть фиаско. С одной стороны, это можно объяснить субъективными причинами - опытом и профессионализмом людей, участвующих в выработки и реализации стратегии. С другой - были и объективные причины. Развитие любой хозяйственной системы требует частичного и даже полного изменения аппарата  управления. Все это послужило причиной того, что к середине 80-х годов стратегический менеджмент стал все меньше находить сторонников в большом бизнесе.

Однако в настоящее время стратегический менеджмент начинает переживать свое второе рождение. Как свидетельствуют зарубежные публикации, все чаще экономисты и специалисты в области управления обращаются к методам стратегического менеджмента для решения проблем развития своего бизнеса. Именно стратегические проблемы развития бизнеса становятся приоритетными задачами управления и будут таковыми, по крайней мере, в ближайшие пять лет.

Стратегический менеджмент не является нечто новым и для российской экономики. Долгосрочное планирование в течение многих лет являлось важным элементом управления экономикой страны. Если пренебречь теми недостатками, которые были присущи методам долгосрочного планирования, как и всей социалистической системе, можно говорить о достаточно большом заделе в этой области еще советскими экономистами. Однако, как и все старое, оно требует переосмысления и переработки с учетом новых экономических условий и современного уровня развития страны в системе мирового хозяйства.

Данная работа предполагает решение небольшой задачи - познакомить студентов с основами стратегического менеджмента. В ней представлена характеристика основных понятий стратегического менеджмента, основных этапов разработки и реализации стратегии и применяемых на них инструментов стратегического менеджмента.

До конца 50-х годов для определения перспективных направлений развития фирмы успешно применялось долгосрочные планирование. Суть его заключалась в экстраполяции основных тенденций и показателей развития фирмы.

            Долгосрочные цели представляли собой количественное увеличение показателей существующих производственных процессов и сбытовой деятельности. Акцент ставился на оценке потребностей фирмы в ресурсах, а также на составление и оптимизацию ее бюджета. Тем самым, в долгосрочном планировании преобладали оперативные решения. Фактор времени не учитывался.

Стратегический менеджмент явился реакцией на изменения, которые наблюдаются в нашей жизни. 

Десять направлений изменений нашей жизни.

1.   Децентрализация - наиболее распространенная и ярко выраженная из десяти рассматриваемых тенденций. Право принятия решения делегируется на самые низкие уровни иерархии в организации. Эта тенденция противоположна тенденции, имевшей место с 1900 по 1960 гг.

2. Перемещение с севера на юг основных промышленных предприятий и населения - особенно сильно проявляется в США, однако имеет место также и в Великобритании.

3. Разукрупнение государственных предприятий в таких отраслях, как медицинское обслуживание, телефонные услуги, авиаперевозки, образование.

4.  Развитие информационной отрасли, в которой большое число работников зарабатывают деньги, обрабатывая информацию. Эта тенденция более глубокая, чем превращение аграрных государств в промышленные в прошлом веке.

5.  Биология, как господствующая наука вместо лидировавших физики и электроники. Эта тенденция подтверждается развитием таких технологий, как генная инженерия.

6.  Более широкие возможности для выбора, недоступные в прошлом. Например, растущее число образовательных курсов (имеется в виду высшее образование) и больше марок сигарет, чем когда-либо в прошлом. Теперь у нас есть свобода выбора, о которой мы раньше даже не мечтали.

7.  Вслед за развитием высоких технологий, снижается необходимость визуального контакта.

8.  Компьютер как освободитель - применяется во многих областях человеческой деятельности. Он будет влиять на поведение практически всех слоев общества

9.  Повышение роли инициативы и большая свобода работников в организации. Старый стиль управления уступает место новому, который ценит и поощряет предпринимательскую инициативу работников и предоставляет небывалую свободу (автономность) при выборе методов работы. Бюрократические системы остаются объектом для рассмотрения.

Похожие материалы

Информация о работе