Основы стратегического менеджмента, страница 19

            Можно определить пять основных направлений, которые компания может использовать при разработке своей стратегии:

-  Отсутствие изменений: производство или предложение какого-то продукта или услуги для определенных покупателей.

-  Обратная вертикальная интеграция («вниз»): производство или предложение продукта или услуги, которая постоянно покупается другими компаниями.

-  Наступательная вертикальная интеграция («вверх»): производство или предложение продукта или услуги, которая постоянно воспроизводится потребителем.

-  Расширение продукта: развитие продуктового разнообразия через существующий продукт (модификации, создание новых продуктов)

-  Рыночное расширение: развитие рынков через существующие рынки с помощью вхождения на новые сегменты, вхождения на совершенно различные рынки.

            Стратегия “продукт-рынок” представляет собой процедуру выбора деловой среды, определения связей между фирмой и средой и поля деятельности фирмы. Она подразделяется на следующие стратегические альтернативы:

-  номенклатура продукции и диверсификация;

-  вертикальная интеграция;

-  многонациональное управление;

-  стратегия конкуренции.

На рисунке представлены основные виды продуктов и рынков, а также варианты действий по основным направлениям:

                                    Предложение

                        Финансы

                               Сырье

                               комплектующие

                               Оборудование 

 


       Направления   обратной   вертикальной   интеграции                потребители

 


Существующий рост рынка                развитие продукта через     новые или существующие         Транспорт

                              за счет снижения     НИОКР или модификации  технологии для новых

издержек                                                                    продуктов                                      Каналы рас-

Связанный          увеличение рыноч-  поиск нового использова-    расширение товарного                 пределения

                             нои доли за счет но ния для модификаций то-     ряда для новых потре-             

                             вых потребителей    вара                                        бителей                                        Обслуживание

                                                                                                                                                                     Потребители

Новый                  географическое       большие рыночные усилия конкломерат: поиск управ-          Товар

                             расширение, поиск  требуемые для продажи       ленческого, организици-            

                             нового применения модификаций существую-   онного и финансового мас-

                                                               щих товаров новым потре-  терства

                                                                бителям

рынок                                                                                                                               направления

                         существующий              связный                   новый                              для наступа-

товары                                                                                                                             тельной инте                                                             

                                                                                                                                          грации

Стратегия номенклатуры или портфеля продукции, предполагает выбор сегмента рынка, т.е. определение набора выгод и полезностей, предлагаемых потребителю, которые позволят фирме расширить свой выпуск.