Основы стратегического менеджмента, страница 3

Стратегический менеджмент можно охарактеризовать как набор управленческих решений и действий по их реализации, направленных на внедрение стратегической концепции фирмы, что приведет к развитию в соответствии с эффективной стратегией или стратегиями, способствующими достижению корпоративных целей.

Стратегические решения - это решения, объединяющие (согласовывающие) условия  внешней среды, в которой действует фирма,  ее ресурсы и персонал  компании, а также взаимосвязь между ними.

Для более ясного понимания взаимосвязей, опишем модель фирмы. Как видно на рисунке, среда фирмы представляет собой развивающуюся систему. Можно выделить  четыре крупные сферы, взаимодействующие друг с другом. Возможна угроза того, что каждый из сегментов воздействует отдельно, хотя внешние изменения чаще являются результатом комплекса нескольких частей, взаимодействующих между собой. И, тем не менее, для упрощения

анализа они могут быть рассмотрены отдельно. Так, у фирмы есть ресурсы для изучения и понимания общей среды. Фирма должна определить для себя иерархию воздействия среды от наиболее сильных до самых слабых.  Это должно отслеживаться постоянно, однако эффективное стратегическое планирование направлено на предвидение изменений. Нередко фирмы могут не знать всей глубины (размаха) изменений. Например, многие нефтяные компании могли знать, что цена на нефть будет расти, однако проблема состояла не в том, что они не знали, когда это произойдет, а в том, что они не знали  точно насколько  возрастет. Это привело к тому, что некоторые специалисты говорят, что внешняя среда - это система и темпы изменения ее возрастают, поэтому лучше воздействовать, чем прогнозировать и противодействовать.

В центре рисунка видим, что находится главный администратор и группа менеджеров, которые определяют стиль руководства и культуру компании, без которых не могут быть сформулированы стратегические цели. Они также имеют все возможности для определения корпоративных целей и стратегии, предназначенные для их достижения.

Модель показывает одно важное положение: это не является компасом во времени. Время и распределение во времени сами являются важными проблемами при анализе политики бизнеса. Так, неверное определение темпов изменения основных переменных внешней среды могут быть единственной причиной эффективности функционирования фирмы. Например, при введении на рынок нового продукта слишком рано или слишком поздно может принести только ущерб.

БУДУЩЕЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЯХ.

Стратегические решения касаются бизнеса в целом, а не  его отдельные направления или функциональные области.

Оперативное управление много времени посвящает деятельности в коротком или среднем периоде времени, в то время как корпоративные решения направлены на долговременные периоды. Это важно, особенно для  большого многопрофильного бизнеса.

Стратегические решения - это та точка, с которой начинаются выработка всех других решений и действий в фирме. Ключевая роль стратегических решений в организации интеграции различных направлений деятельности внутри компании, а также  и распределении ресурсов. Так как частью причин для предоставления имеющихся ресурсов и сфер деятельность, объединенных в созданной компании, является получение максимальной прибыли от их  взаимодействия, важно, чтобы все части работали на один результат, чтобы не возникал никому не нужный конфликт. Таким образом, интеграция и концентрация становятся ключевыми результатом стратегического решения.

Проблема будет стратегической если:

n она носит глобальный по отношению к организации характер (связана с общей эффективностью, прибыль, доход на вложенный капитал и т.п.)

n должна быть направлена на будущее, то есть текущее производство и продажа должны быть ориентированы на то, чтобы в долгосрочном периоде они обеспечат успех фирмы, под которым подразумевается долговременные прочные конкурентные преимущества на рынке.

Результат стратегического менеджмента зависит от скорости адаптации фирмы к изменениям. Фирма должна выбирать перспективу своего развития с учетом внутренних особенностей, а также с учетом возможных изменений узкого и широкого окружения.