Основы стратегического менеджмента, страница 17

            Акционеры – люди, которые зависят от фирмы или сами влияют на достижение целей фирмы, Их мнение и интересы должны учитываться при формировании миссии.

            Существует теория стейтхолдеров. Основной постулат – во многом деятельность фирмы является результатом обобщенного эффекта поддержки групп акционеров. Поэтому их нужно тщательно изучать, прогнозировать их деятельность и усиливать положительный эффект, одновременно компенсируя негативные последствия.

            Основные этапы работы в этом направлении:

1.  Выявляются основные группы акционеров и степень их влияния.

2.  Определяется план действий, включая прямые и косвенные действия (альянсы, одиночки и т.п.)

3.  Трансформирование внутрифирменных интересов с учетом интересов внутри групп акционеров.

2 этап – формулирование собственно стратегических целей.

В первую очередь определяются качественные цели. Они носят общий характер и могут не совпадать с текущим хозяйственным курсом фирмы.

            Далее, эти цели конкретизируются в количественные заданные цели. Они формулируются в терминах внутреннего развития фирмы и имеют фиксированные временные рамки. Важно заметить, что эти цели должны быть определены не на основе экстраполяции текущего развития, а на основе качественных целей.

Все цели можно классифицировать по критерию обязательности. Так, достижение одних жизненно важно для фирмы, в противном случае она может потерять свои позиции на рынке или просто обанкротиться. Достижение других – желательно (например, максимизация прибыли).

По отношению к главной цели, цели могут быть конечными и промежуточными. По последним осуществляется контроль хода реализации стратегии. Период достижения цели определяется ее характером. Достижение главной цели предполагает выполнение разноплановых функциональных промежуточных целей.

            Главная цель определяется согласно:

-  миссии организации

-  географического горизонта обслуживания рынков

-  объемов производства

-  положения на рынке.

Стратегический анализ позволяет выделить наиболее привлекательные сектора деятельности и определить набор показателей, характеризующих желательное состояние фирмы в этих сферах.

Требования к целям:

-  Достижимость

-  Измеримость

-  Гибкость (адаптивность к изменениям внешней среды)

-  Четкость формулировок в плане понимания сотрудниками коллектива

-  Иерархичность построения целей

-  Стимулирование на достижение желаемого результата.

В общем можно говорить о многослойности целей развития предприятия. Они образуют иерархию аналогично системе планирования. Каждая структурная единица должна обладать в реальности некоторой целью развития, поэтому формулирование успешно, когда достигается баланс между целями организации и целями отдельных структурных подразделений.

С другой стороны, можно говорить о целях системы и целях участников. Цели системы можно охарактеризовать как ожидания обладателей ключевых ресурсов, а цели участников – как стремления тех, кто эти ресурсы использует в соответствии со своим уровнем иерархии управления. Эти две структуры переплетены и образуют полную иерархию целей.

Цели развития предприятия      -           Персональные цели высшего руководства

Цели подразделений                  -           Персональные цели руководителей подразделений

Функциональные цели               -           Персональные цели руководителей функциональных подразделений

Тактические цели                       -           Цели работников предприятия

      Определение соответствия целей фирмы и ее возможностей определяется с помощью матрицы соответствия целей и возможностей методологии анализа разрывов (определяются количественные оценки разрывов и управляющие программы, позволяющие их ликвидировать.).

Задачей конкурентной стратегии по Портеру является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества. Задачей конкурентной стратегии по Портеру является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества. Классификация стратегий, предложенная Портером характеризует фирму с позиции конкурентных преимуществ за