Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 9

       Одной  из  множества  причин  является,  конечно,  непонимание  Рудольфом  сложности  переходного  возраста.  Свою  вину  в  психическом  надломе  девочки  он  осознал,  но  очень  поздно,  когда  уже  было  сделано  много  ошибок.  Он  не  учёл  особенностей  характера  Ио,  поддался  наваждению  чувств. Возможно  ему  была  уготована  роль  ввести  девочку  в  самостоятельную  жизнь  и  уберечь  от  психической  травмы.  Но  как?  Безусловно,  притягательная  сила  рассказа  заключается  в  том,  что  автор  даёт  ответ  на  вопрос:  как  можно  было  предотвратить  беду?  Мы  частично  уже  ответили  на  него,  выявив  некоторые  причины  случившегося.  И  сейчас  создавая конструктивные  знания,  дополним  и  подытожим  их.

       Итак,  пережить  «опасный  возраст»  помогают  знания  о  себе.  Их  может  дать,  как  убедил  наш  текст,  и  литература.  Писателю-психологу  в  художественном  образе  удаётся  доступно  и  с  жизненной  достоверностью  преподнести  серьёзные  научные  истины.  И  это  подтверждает  психологический  комментарий.  Выдающийся  психолог  Л. С.  Выготский  писал  об  «опасном  переходном  возрасте»:  «В  жизнь  ребёнка  вступает  в  эту  пору  новый  мощный  фактор  в  виде  полового  созревания,  полового  инстинкта.  Устойчивое  прежнее  равновесие…  оказывается  нарушенным;  новое  равновесие  ещё  не  найдено.  Это  нарушенное  равновесие  и  составляет  основу  кризиса,  переживаемого  ребёнком  в  этом  возрасте…» 

[ 2, с. 45 ].

      Неустроенность  их  личных  судеб.  Автор  не  даёт  оценки  семейной  жизни  Рудольфа.  Но  несомненно,  что  его  семья  создана  не  на  основе  высокой  любви,  в  которой  присутствует  полное  взаимопонимание,  страстное  желание  защитить  имя  любимой  женщины.  Возможно,  устами  Ио  глаголет  истина:  Рудольф  не  счастлив  в  семейной  жизни».  Понять  поведение  девочки,  постоянно  звонящей  мужу,  могла  бы  умная  и  проницательная  жена,  чутким  и  добрым  советом  мудро  распутавшая  клубок  противоречий.

        Нередко  облегчение  душевным  мукам  приносит  простой  разговор  с  кем-то.  Часто  о  тайном  и  запретном  подростки  впервые  узнают  от  друзей!  Ведь  иногда  просто  необходимо  кому-то  высказаться,  даже  если  это  будет  случайный  попутчик  в  дороге.

       Множество  вопросов  возникает  у  учеников:  Чувство  Ио  —  любовь?  Какую  роль  сыграла  эта  история  в  судьбе  каждого  из  героев?  Чаще  сего  звучит  тревожный  вопрос:  что  будет  с  Ио  дальше?  Что  поможет  ей  менее  болезненно  пережить  случившееся?  Ребята  долго  спорят:  «А  куда  же  дальше?»  В данном случае действует технология педагогической рефлексии, предполагающая взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, самоидентификацию учеников с содержанием урока. Ответ  на  вопрос  подсказывает  автор.  Символика  текста  помогает  увидеть  случившееся  в  широком  бытийном  контексте.  Так,  многозначный  повтор  образа  пустыря,  через  который  проходит  Рудольф  вместе  с  Ио,  затем  один.  ассоциативно  вызывает  в  памяти  библейский  миф  о  пустыне,  через  которую  должен  был  пройти  народ  Израиля,  очищаясь  от  греха,  возрождаясь  к  новой  жизни.  Не  случайно  события  заканчиваются  в  воскресенье  —  в  день,  который  уже  своим  наименованием  и  праздничностью  даёт  надежду  на  духовное  воскрешение,  на  благостное  прощение.  Мифологическое  происхождение  имени  Ио  тоже  горит  о  возможном  духовном  возрождении.

       Но  психологическое  воздействие  произведения  настолько  велико,  что  закончить  обсуждение  на  уроке  просто  не  удаётся.  Рассказ  не  покидает  детей и  после  урока.  Из  домашних  сочинений  ребят  больше  всего  привлекло  задание  ответить  на  вопрос  автора:  «А  куда  же  дальше?»  Главное  —   высказать  личное  понимание  событий,  не  противореча  авторской  концепции.