Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 4

       «Читая  книги,  я  стараюсь  совершенствовать  некоторые  качества  своего  характера  и  даже  избавляюсь  иногда  от  комплексов».

       «Литература  заставляет  постоянно  совершенствоваться  и  работать  над  собой».

       «Литература  развила  во  мне  следующие  качества  характера:  целеустремлённость,  желание  больше  знать,  настойчивость,  умение  доказать  свою  точку  зрения,  некоторую  мудрость».

       Таким  образом,  литература  —  это  явный  источник  познания  окружающей  действительности,  а  также  предмет  воздействия  на  эмоциональную  серу  личности,  на  её  поступки,  качества  и  черты  характера.

       Анкета,  предложенная  учащимся,  помогла  определить, насколько  подростки  эстетически  подготовлены  к  общению  с  литературно-художественным  произведением.

       Анализируя ответы  на  вопрос  «Для  чего  существует  литература?», мы выделили пять тематических блоков:

1.  Литература  существует  для  духовно-нравственного  развития  и  воспитания,  пробуждения  в  людях  моральной  стойкости,  благородства,  доброты  и  сострадания  к  ближнему  (60,8 %).

2.  она  показывает  состояние  души  человека,  удовлетворяет  эстетические  потребности,  развивает  чувство  прекрасного  (21 %).

3.  Общение  с  литературой  избавляет  от  серого,  скучного  существования,  становится  способом  развлечения  (18 %).

4.  Литература  активно  помогает  развитию  воображения,  вкуса,  способности  к  творческой деятельности,  умения  понять  себя,  передать  свои  чувства  людям  (23,2 %).

5.  Занятия  литературой  повышают  трудоспособность,  вооружают  навыками  устной  речи  (2%).

       Следует  помнить,  что  исчерпывающего  ответа  анкетируемые  не  дали.  Причину  этого  следует  искать  в  устоявшейся  традиции  преподавания,  требующей  от  учащихся  знания факта,  а  не  собственного  отношения  к  нравственно-эстетической  позиции  писателя.

       Резюмируя полученные данные, можно сделать вывод, что психотерапевтическое воздействие уроков литературы помогает предотвратить или предупредить возникновение негативной Я-концепции, внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте.

       Таким  образом,  в  задачу  педагога  входит  организация  творческой  работы  на  уроках  литературы,  чтобы  учащиеся  смогли  постигнуть  рефлексию  чувств,  переживаний,  мыслей  писателя,  преобразовавшихся  в  чувства  читателя.  Актуальной  задачей  является  также  взаимодействие  специалистов  педагогов  и  психологов  для  оказания  подростку  психологической  и  терапевтической  помощи,  для  того,  чтобы  он  смог  реализовать  себя  и  свои  возможности  в  жизни.

2.2  Психотерапевтическое  воздействие  уроков  русской  литературы  на  примере  изучения  рассказа  В.  Распутина  «Рудольфио»

       Интенсивность  процесса  познания,  необходимая  эмоциональная  атмосфера  урока  зависят  от  содержания,  структуры,  формы  изложения  материала.

       При  подготовке  учащихся  к  первоначальному  знакомству  с  произведением  важно  правильно  отобрать  материал,  определить  последовательность  его  подачи,  эмоциональный  тон  изложения.  Эти  компоненты  организации  восприятия,  наряду  с  личностным  отношением  учителя  к  теме,  наличием  у  него  соответствующей  методической  системой  её  изучения,  помогают  максимально  приблизить  художественное  произведение  к  миру  учащихся,  обеспечивая  наиболее  эффективное  нравственно-эстетическое,  терапевтическое  воздействие  на  них.

       На  примере  изучения  рассказа  В.  Распутина  «Рудольфио»  проследили,  какие  чувства,  переживания,  мысли,  возникают  у  учеников,  каким  образом  произведение  воздействует  на  сознание,  психику  детей.