Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 2

      Художественные  произведения  приоткрывают  перед  читателем  сложность  внутренней  жизни  человека,    привлекательность  таких  чувств,  как  сострадание,  сопереживание,  совестливость. Успешное  решение  как  образовательных,  так  и  психотерапевтических задач  при  изучении  литературы  вызывает  необходимость  стимулировать  активную  работу  творческого  воображения  учащихся,  способность  эмоционально  от­кликаться  на  художественный  мир.  При  этом  важно  заинтересовать  твор­чеством  писателя,  показать  актуальность  идей  изучаемого,  вызвать 

потребность  в освоении изучаемого материала.

2  Психотерапевтическое  воздействие  уроков  русской  литературы  на  примере  изучения  рассказа  В.  Распутина  «Рудольфио».

2.1 Психодиагностические  методы  изучения  психотерапевтического  воздействия  уроков  литературы.

       Особенность  художественного  освоения  действительности  заключается  в  том,  что  художественное  познание  раскрывает  предметы  и  явления  окру­жающей  жизни  в  человеческом  к  ним  отношении.  Здесь  важен  вопрос,  не  каков  объект  сам  по  себе,  а  каково  значение  данного  объекта  для  чело­века,  какую  ценность  он  представляет.  В  искусстве,  литературе  появля­ются  именно  личностные,  индивидуальные  особенности  человека 

[8; с. 70].  Поэтому  нас  заинтересовал  вопрос  о  психотерапевтическом  воз­действии  литературы  на  учащихся,  какие  чувства,  мысли,  желания  возни­кают  у  них  при  прочтении  литературного  произведения. 

Отсюда  вытекают  следующие  исследовательские  задачи: 

1.  Выяснить  для  чего  существует  литература.

2.  Определить,  как  повлияло,  что  изменило  в  учащихся  то  или  иное  лите­ратурное  произведение.

3.  Проследить,  как  самосознание  влияет  на  отношение  к  содержанию  ли­тературных  произведений.

4. Проследить,  как  уровень  самооценки  связан  с  успешностью  художест­венного  сотворчества на уроках литературы,  то  есть  отношение  учащихся  к  своим  умственным  способностям  и  возможностям,  развитию  воображения.

С  этой  целью  нами были  использованы  следующие  методики:

1)  Многомерный  опросник  исследования  самоотношения   ( МИС )  С. Р.  Пантелеева.

2)  Методика  определения  самооценки  Дембо-Рубенштейна.

3)  Индивидуальные  беседы  с  учащимися  о  литературной  жизни  их  учеб­ного  заведения.

4)  Сочинение  «Что  во  мне  изменила  литература?»

5)  Анкета  для  учащихся подростков. 

Общая  характеристика  выборки:

В  исследовании,  которое  проводилось в Гомельском государственном педагогическом колледже имени Л.С. Выготского,  приняли  участие  83  девушки  в  возрасте  от  15  до  17  лет. 

Результаты  исследования,  анализ  и  интерпретация:

По  данным  МИС  была  обозначена  «Я-концепция»  личности  старшего  под­ростка,  то  есть  совокупность  представлений  индивида  о  себе,  о  своих  возможностях,  самопринятие,  самоотношение.

        Поведение  человека  можно  рассматривать  как  внешнее  проявление  его  внутреннего  мира,  основные  причины  поведения  —  в  свойственных  людям  эмоциях,  отношениях,  убеждениях  и  устремлениях.

       Самосознание  —  это  процесс,  с  помощью  которого человек  познаёт  себе  и  относится  к  самому  себе.

Многомерный  опросник  самоотношения  содержит  9  шкал:

Шкала  I —  внутренняя  честность.

Шкала  II —  самоуверенность.

Шкала  III —  саморуководство.

Шкала VI—  зеркальное  «Я».

Шкала  V —  самоценность.

Шкала  VI —  самопринятие.

Шкала  VII —  самопривязанность.

Шкала VIII —  внутренняя  конфликтность.

Шкала  IX —  самообвинение.

    Полученные  данные  позволяют  утвердить,  что учащиеся колледжа (старшего подросткового возраста) оценивают  себя  реально,  без  излишней  критичности,  адекватно  осознают  и  воспринимают  информацию  о  себе  (шкала  I),  ха­рактеризуют  себя  самостоятельными,  волевыми,  энергичными,  надёжными людьми, которым  есть  за  что  себя  уважать  (шкала  II).  Считают,  что  их  судьба  находится  в  собственных  руках,  любят  себя,  ощущают  свою  цен­ность  и  значимость  для  других, воспринимают  себя  такими, какими являются (шкала V; VI).  Осознают  свои  трудности,  реально  оценивают свои  воз­можности  и  способности  (шкала VIII; IX).  Такие  данные  были  харак­терны  для  53  испытуемых (≈ 63 %).