Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 3

      Для  30  испытуемых  (≈ 36 % )  по  шкалам  VII; VIII;  IX  было  выявлено нежелание  меняться  на  фоне  общего  положительного  отношения  к  себе,  привязанность  к  неадекватному  Я  —  образу.  Тенденция  к  сохранению  та­кого  образа —  один  из  защитных  механизмов  самосознания.

      Кроме  того,  Я  —  концепция  отмечается  внутренней  конфликтностью,

сомнением,  не  согласием  с  собой,  тревожно-депресивным  состоянием.  Ха­рактерна  неудовлетворённость  собой,  негативное  отношение к себе,  несмотря  на  высокую  самооценку  собственных  качеств.

       Такие  значения  по  VIII  и  IX  шкалам  являются  проявлением  глубокой  внутренней  деза­даптации  в  кризисной  ситуации. Это актуализирует важность психологической (психотерапевтической) помощи.

       В  первую  очередь, помощь  необходима  в структурировании  адекватного  Я  —  образа,  в формировании желания  осознавать  и  воспринимать  реальную,  адекватную  информацию  о  себе. 

       Во-вторых, выработка  уважительного  отношения  к  своему  «Я»,  осознание  своих  трудностей,  при  этом  реальная  оценка  своих  возможностей  и  способностей.

       При  помощи  методики  определения  самооценки  Дембо-Рубенштейна  была  исследована  самооценка  и  уровень  притязаний  учащихся.

       По  шкале  способный  —  неспособный  наблюдается  завышенная  самооценка  учащихся  60  человек (≈ 72%).  Завышенная  самооценка  может  подтверждать  личностную  незрелость,  неумение  правильно  оценить  результаты  своей  деятельности,  сравнивать  себя  с  другими;  такая  самооценка  может  указывать  на  существенные  искажения  в  формировании  личности  —  «закрытости  для  опыта»,  нечувствительности  к  своим  ошибкам,  неудачам,  замечаниям  и  оценкам  окружающих.

       По  шкале  умный  —  глупый  наблюдается  заниженный  уровень  притязаний  48 человек (≈ 58%),  который  является  индикатором  неблагоприятного  развития  личности.

      В  индивидуальных  беседах  с  учащимися  выяснилось,  что  в  колледже  проводятся  литературные  салоны  на  темы:  «Серебряный  век  в  литературе»,  «Марина  Цветаева.  Жизнь  и  творчество».  Перед  этим  учащиеся  писали  индивидуальные  творческие  работы, посвященные  любимому  поэту  серебряного века.  В  структуру  литературного  салона  входили  музыкальные  номера,  инсценировки,  в  которых  участвовали  сами  ребята:

 «Не  каждый  человек  может  передать  свои  чувства,  личные  переживания  через  бумагу  и  музыку.  Литературные  салоны  и  вечера  помогают человеку  сначала  задуматься,  понервничать,  а  затем  расслабиться,  с  большим  удовольствием  ожидать,  когда  пойдёшь  представлять  себя  и  поэта,  потом  с  наслаждением  послушать  своего  друга».

       «… После  таких  вечеров  ощущаешь  себя  выше,  умнее,  чувствуешь  внутреннюю  гордость  за  себя,  начинаешь  себя  ценить  по-новому,  ощущаешь  свою  значимость.  И,  действительно  появляется  интерес  к  литературе.  Начинаешь  жить  жизнью  поэта,  переживать  и  радоваться  вместе  с  ним,  восхищаться  выдержкой,  и  самому  хочется  быть  носителем  светлой  мысли.  Литература  —  безусловно  сильный  инструмент  воздействия  на  человека»

       Сочинение  «Что  во  мне  изменила  литература?»  помогло  выяснить  как  литература  влияет  на  сознание,  мысли,  желания,  жизненные  установки  учащихся.

       В  большей  части  текстов (≈ 80%)  прозвучали  следующие  мысли:

       «Литература,  чтение  зачастую  незаметно  закладывают  в  нас  те  необходимые  качества,  которые  позволяют  вывести  из  тьмы  на  свет».

       «В  настоящее  время  литература  занимает  важную  роль  не  только  в  развитии  и  повышении  грамотности,  но  и  в  развитии  личностных  качеств  и  личности  в  целом.  Следует  отметить,  что  я  раньше  не  думала,  что  литература  может  оказывать  такое  сильное  воздействие.  В  некоторых  моментах  я  стала  смотреть  на  вещи  по-иному,  у  меня  изменилось  отношение  к  литературному  творчеству».