Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 18

(Л.  О.)  образования.  Школа  всегда  считала  своей  важнейшей  задачей  не  только  обучение, но  и  развитие  личности,  а  так  же  подчёркивала  необходимость  учёта  индивидуальных  особенностей  и  качеств  личности  в  обучении  знаниям  и  умениям.  Якиманская  И.  С.  даёт  содержательную  характеристику  трём  образовательным  моделям:  социально-педагогической,  предметно-дидактической  и  собственно  психологической.  При  этом  она  показывает,  насколько  неоднозначно  представлены  в  них  цели  и  ценности  развития  личности.  Якиманская  выделяет  собственно  психологическую,  образовательную  модель,  указывая  на  важность  развития  индивидуальных  возможностей  и  качеств  личности,  при  этом  должен  осуществляться  учёт  «субъективного  опыта»  и  возможностей  учащихся.  Учитель  должен  стимулировать  деятельность  учащихся  в  условиях  разнообразия  содержания  образования  так,  чтобы  ученик  мог  проявить свои  особенности  и  развиваться  в  соответствии  с  ними  [30., с. 133].

      Внутренняя  психологическая  жизнь  всегда  ярче,  богаче,  разнообразнее,  чем  её  проявление  в  поведенческих  реакциях,  действиях,  поступках,  деятельности.  То  есть  многие  психические  состояния,  образования  могут  никогда  не  реализоваться  в  поведении,  если  для  них  не  сложились  благоприятные  условия,  как  внешние,  так  и  внутренние  [18., с. 77].  Все  подростки  обладают  творческим  потенциалом,  для  его  реализации  педагогу  необходимо  создавать  творческую  среду,  демонстрировать  на  учебных  занятиях  различные  образцы  поведения,  создавать  у  школьников  ценностные  ориентиры,  вырабатывать  определённые  интересы,  формировать  внутреннюю  мотивацию,  способствующую  их  личностному  развитию  и  росту.  В  школе  эта  задача  в  большей  степени  реализуется  на  уроках  русской  литературы. 

1.2  Психотерапевтические  возможности  уроков  русской  литературы

      Велика  значимость  художественной  литературы  как  силы,  действующей  на  сознание  людей,  оказывающей  огромное  влияние  на  них.  «Воспитательное  значение  произведений  искусства  заключается  в  том,  —  что  они  дают  возможность  «войти»  внутрь  жизни,  отражённый  в  свете  определённого  мировоззрения.  И  самое  важное  то,  что  в  процессе  этого  переживания  создаются  определённые  отношения  и  моральные  оценки,  имеющие  большую  побудительную  силу,  чем  оценки,  просто  обобщаемые  или  усваиваемые» [1, С.24].

      Однако  огромный  психотерапевтический  потенциал  уроков  художественной  литературы,  пока явно  недостаточно  используется  в  практике  школьного  преподавания  литературы.  Психотерапевтическое  воздействие  проявляется  в  функционировании  следующих  процессов:

1)  процесс  сотворчества  (диалог  ученика  с  текстом,  с  автором).

 2) действие  идентификации  подростков  с  героями  художественных  произведений,  способствующих  усвоению  системы ценностей,  взглядов.  Идентификация  расширяет  «Я»,  включая  в  него  не  только  конкретных  людей,  но  в  отдельных  случаях  и  общество  в  целом,  и  даже  весь  мир.

       Идентификация  с  героем  помогает  человеку  встать  на  его  точку  зрения,  принять  его  способы  восприятия  окружающего  и  разделить  его  представления  о  приёмах  разрешения  конфликтов.  Она  даёт  возможность  не  столько  понять,  сколько  почувствовать  то,  что  чувствует  герой,  таким  образом,  научится  интерпретировать  свои  исходные  состояния.  Способность  восхищаться  и  любить  тех,  кто  лучше  нас,  создавать  себе  идеалы  предрасполагает  к  идентификации,  тем  самым  формирует  чувство  собственного  достоинства  и  самоуважения,  что  очень  важно  в  подростковом  возрасте.  Самоуважение  достигается  благодаря  тому,  что  человек  чувствует  себя  сопричастным  к  чему-то,  что  выше,  лучше  его.  Ощущение  такой  сопричастности  помогает  преодолеть  индивидуальную  слабость,  беззащитность,  ощущение  бесцельности  своей  жизни.

3)  личностно-ориентированный  подход  в  изучении  литературы,  способствующий  духовному  росту  подростка.