Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 11

Интерактивный  процесс  характеризуется  высокой  интенсивностью  коммуникации,  общения,  сменой  и  разнообразием  видов  деятельности,  целенаправленной  рефлексией  участников  своей  деятельности.

—  Технологию  рефлексии.

Педагогическая  рефлексия  предполагает  взаимоотображение,  взаимооценку   участников  педагогического  процесса,  самоиденфикацию  учеников  с  содержанием  урока.

       Ученики  знают  и  понимают  не  только  самих  себя,  но  и  осознают,  как  они  оцениваются  своими  товарищами,  как  ими  воспринимаются.

—  Нетрадиционные  типы  уроков  литературы  (урок-конференция,  литературные  салоны,  урок-диспут).

       Таким  образом,  включение  в  состав  содержания  учебных  занятий  по  литературе  системы  разнообразных  интерактивных  заданий  рассмотренного  плана  обладает  существенным  образовательным  потенциалом.

Следует  также  учитывать  интеграцию  искусства  слова  с  искусством  звука  и  изображения

В  частности,  путём  установления  связей  между  выдающимися  литературными  «творениями,  с  их  «переводами»  на  «язык»  живописи,  музыки,  театра,  кино  и  других  смежных  искусств.

       Чувства  воспитываются  чувствами,  а  отношения,  отношениями.  Чувство  и  фантазия  (воображение)  в  процессе  восприятия  литературно-художественного  произведения  настолько  тесно  связаны  друг  с  другом,  что  Л.  С.  Выготский  вообще  предлагал  смотреть  на  фантазию  «как  на  центральное  выражение»  эмоциональной  реакции  [2; с. 265].  Зависимость  силы  и  глубины  чувств  от  деятельности  воображения  он  назвал  «законом  эмоциональной  реальности  воображения»:  чем  ярче  в  воображении  читателя  воссоздаются  писательские  образы,  тем  сильнее  он  их  переживает  и,  наоборот,  чем  схематичнее  их  представляет,  тем  более  вялые  чувства  испытывает  [2; с.16].

       Таким  образом,  литературный  материал  даёт  возможность  педагогу  целенаправленно  развивать  в  своих  воспитанниках  способность  понимать  другого,  входить  в  его  состояние,  сопереживать  ему  —  качества,  без  которых  нельзя  создать  в  классе,  атмосферу  взаимопонимания,  уважения  к  мнению  настроению  товарища,  искренности,  деликатности  в  оценке  его  творческих  усилий,  так  необходимую  для  самовыражения  каждого  ученика 

[№ 10; с. 38].

Список  использованных  источников

1.  Анисимов  В. И. Эмоционально-ценностный  материал  школьных  учебников  по  литературе  // РЯЛ.  —  2000.  —  №1.

2.  Выготский  Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Изд. 2-е — М.: Просвещение, 1997.

3.  Выготский Л.  С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.

4.  Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью. Практическая психология для учителя. — Мн.: Амалфея, 2000.

5.  Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста // В.П. — 2001. — №2.

6.  Ипатова Т.А. Парадокс платоновского  слова: речевое действие в представлении А. Платонова // РЯЛ. — 2001. — №4.

7.  Камина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии. — М.: «Рефл-бук» 1997.

8.  Качевская М.Е., Фирсова Л.М. Связь успешного художественного творчества с направленностью личности у детей // В.П. — 1990. — №3.

9.  Капшай Н.П. Урок самопознания по рассказу В. Распутина «Рудольфио» //РЯЛ. — 2003. — №5.

10.  Карпович Н.В. Предмастерская по рассказу А. Платонова «Корова» //РЯЛ. — 2003. — №10.

11.  Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // ВП. — 2002. — №1.

12.  Кашлев С.С. Современные технологии  педагогического процесса. — МН.: Университетское, 2000.

13.  Квятковский Е.В.Литературно-художественное самообразование старшеклассников // Педагогика. — 1997. — №1.

14.  Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // ВП. — 2000. — №4.

15.  Курбак Е.Н. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках русской литературы // РЯЛ. — 2002. — №1.

16.  Мелик-Пашаев А.А. Пушкин А.С. и Психология художественного творчества // ВП. — 1999. — №5.