Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 6

       Направление  мысли  писателя  не  назойливо,  но  выразительно  подсказано  авторскими  интенциями.  Так  в  лаконичном  стиле  первой  части  нельзя  не  заметить  многозначительного  повтора:  «Но  он  понятия  не  имел,  о  чём  можно  с  ней  говорить,  а  о  чём  нельзя…»;  Он  хмыкнул  только  и  не  стал  ничего  ей  отвечать,  потому,  что  всё  ещё  не  знал,  как  вести  себя  с  ней,  что  можно  и  что  нельзя  ей  говорить».  Повтор  обнажает  коллизию  непонимания  взрослым  мужчиной  духовного  мира  девочки-подростка.

       Психологическое  состояние  героев  раскрывается  многогранно:  в  поступках,  откровенной  беседе,  в  авторских  характеристиках.  Так,  в  разговоре  с  Рудольфом  автор  дважды  обращает  наше  внимание  на  особенность  жестов  Ио:  «Она  повернула  голову  вправо  и  смотрела  на  него  слева,  снизу  вверх»;  «Она  снова  засмеялась,  глядя  на  него  слева,  снизу  вверх».  Содержательный  психологический  жест  говорит  о  многом:  о  желании  понравиться,  женском  инстинкте,  приглашении  к  игре,  в  которой  проверяется  сила  женственности. 

       Психологическую  глубину  образу  придаёт  и  многозначность  имени.  Героиня  носит  редкое  имя  —  Ио. Его  мифологическое  значение  раскрывает  подготовленное  к  уроку  сообщение:  «В  происхождении  имени  Ио, обнаруживается  общность  женских  судеб  глубокой  древности  и  настоящего  времени.  Ио  —  мифологический  персонаж,  «возлюбленная  Зевса,  превращённая  ревнивой  Герой  в  корову  ( вариант:  Зевс  превратил  Ио  в  корову,  чтобы  спасти  возлюбленную  от  мести  Геры ).  По    велению  Геры  Аргус  стерёг  Ио. Но  был  убит  Гермесом.  На  убегающую  Ио  Гера  наслала  чудовищного  овода…  Спасаясь  от  укусов,  Ио  бежала  в  Египет,  где  Зевс  вернул  ей  человеческий  образ.  Ио  родила  Эпафа,  а  впоследствии  вышла  замуж  за  сына  Одиссея  Телегона»  [ 17, с.  66 ].

       Проникнуть  в  тайну  отношений  героев  помогают  пейзажные  зарисовки.  В  синхронности  природных  и  душевных  движений  становятся  явными  побуждения  Ио  и  Рудольфа,  их  духовное  сходство.  Героев  сближает  романтический  настрой  души,  который  усиливается  под  воздействием  природы.  «Когда  идёт  снег  —  вот  такой  мягкий,  пушистый,  словно  где-то  там,  наверху,  теребят  диковинных  снежных  птиц,  не  очень-то  хочется  идти  домой».

       При  анализе  содержания  проблем,  волнующих  учеников,  следует  учитывать  глубинный  подтекст  детали, взаимодействие  всех  компонентов  текста,  широкую  культурологическую  ассоциативность  образа.  Но  при  изучении  «Рудольфио»  методически  важно  не  заглушить  эмоциональную  готовность  учащихся  к  обсуждению  «жгучих»  вопросов:  «Почему  в  переходный  возраст  так  трудно  жить?;  «Как  должна  была  вести  себя  Ио  влюбившись?»  Организуем  беседу  на  основе  репродуктивно-аналитических  вопросов:  что  в  поведении  Ио  можно  объяснить  особенностями  переходного  возраста?  Насколько  психологически  точно  выявлены  художником  «симптомы»  переходного возраста? 

       С  переходным  возрастом  у  Ио  связано  появление  целого  комплекса    новых  чувств.  В  ней  разом  пробудились  самые  сильные  желания.  Она  хочет  быть  самостоятельной,  найти  любимого  человека,  быть  взрослой.  Ио  ощутила  в  себе  прилив  духовных  и  физических  сил,  ей  кажется. Что  уже  наступила  пора  самоутверждения.  Она  недоверчиво  относится  к  мальчикам-ровесникам  —  и  влюбляется  в  женатого  мужчину,  стремится  к  идеальному  прекрасному  —  и  опускается  до  грубости,  вторгается  в  жизнь  чужой  семьи,  эгоистично  не  замечая, что  рядом  с  Рудольфом  уже  есть  другая  женщина,  презрительно  названная  ей  «мымрой».  «Все  детские  слабости  одновременно  обнажились  в  ней,  ил  обрели  свою  противоположность.  Её  психика  не  справляется  с  вызванной  перегрузкой  и  неразберихой»  [ 9; с. 42 ]