Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 16

      Фактор биологического  созревания,  которому  до  сих  пор  некоторыми  психологами  предаётся  преувеличенное  значение,  не  является  сам  по  себе  решающим.  Нельзя  отрицать,  конечно,  что  перестройка  организма,  в  том  числе  и  быстро  наступающие  соматические  изменения,  не  имеет  отношения  к  кризису  переходного  возраста.  Исследования  свидетельствуют,  что  происходящие  в  этот  период  физиологические  процессы  повышают  эмоциональную  возбудимость  подростка,  неуравновешенность  и  прочее,  а  быстрое  возмужание  усиливает  ощущение  своей  «взрослости»  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями.  Кроме  того,  в  этот  период  впервые  появляется  и  становится  предметом  сознания  и  переживания  подростка,  новая  и  очень  мощная  биологическая  потребность  —  половое  влечение.  Безусловно,  депривация  этого  влечения  может  фрустировать  подростка  и  тем  самым  объяснить  некоторые  ценности  его  самочувствия  и  поведения.  Вместе  с  тем  надо  учитывать,  что  половое  влечение,  так  же  как  и  другие  потребности  человека,  обретает  в  процессе  развития  качественно  иной,  опосредованный  характер.  Возникая  в  пубертальный  период,  оно  входит  в  структуру  уже  существующих  у  подростка  психологических  новообразований  (разнообразных  интересов,  нравственных  и  эстетических  чувств,  взглядов  и  оценок),  формируя  вместе  с  ними  такого  рода  отношение  к  другому,  в  котором  половое  влечение,  как  правило,  не  занимает  доминирующие  положение.  Поэтому  депривация  (в  силу  социальной  незрелости  подростка)  этого  влечения,  не  является  серьёзным  фрустрирующим  фактором  и  не  играет  определяющей  роли  в  кризисе  подросткового  возраста.

      Кризис  подросткового  возраста  связан  с  возникновением  в  этот  период  нового  уровня  самопознания,  характерной  чертой  которого  является  появление  у  подростка  способности  познать  самого  себя  как  личность,  обладающую,  в  отличии  от  всех  других  людей  присущими  качествами.  Это  порождает  у  подростка  стремление  к  самоутверждению,  самовыражению,  самовоспитанию.  Депривация  потребностей  и  составляет  основу  кризиса  подросткового  возраста.    В  этот  период  структура  учебной  деятельности  во  многом  отличается  от  структуры  игры:  она  целенаправленна,  результативна,  обязательна,  произвольна.  Она  служит  предметом  общественной  оценки  и  поэтому  определяет  положение  школьников  среди  окружающих,    от  чего  зависит  его  внутренняя  позиция  и  его  самочувствие.  В  силу  этих  особенностей  учебная  деятельность  в  целом  становится  в  школьном  возрасте  ведущей,  то  есть  той,  в  которой  формируются  основные  психологические  новообразования  этого  периода:  теоретические  формы,  мышление,  познавательные  интересы,  способность  управлять  своим  поведением,  чувство  ответственности  и  многие  другие  качества  ума  и  характера  школьника,  отличающие  его  от  детей  дошкольного  возраста.  При  этом  главную  роль  играет  развитие  мышления,  происходящие  в  ходе  усвоения  научных  знаний.  Возникающие  здесь  новообразования  являются  существенными  для  понимания  тех  изменений,  которые  происходят  в  сознании  учеников  подросткового  возраста.

      Но  самые  существенные  изменения  происходят  в  самом  мышлении.  До  обучения  оно,  опираясь  на  непосредственный  жизненный  опыт,  оперирует  либо  конкретными  образами  и  представлениями,  либо  своеобразными,  эквивалентами  понятий,  данными  в  форме  чувственных  неосознаваемых  обобщений.

      Развитие  самосознания  и его  важнейшей  стороны  —  самооценки  —  это  сложный  и  длительный  процесс,  сопровождающийся  у  подростка  целой  гаммой  специфических  (часто  внутренне  конфликтных)  переживаний.  В  этот  период  наблюдается  свойственная  подросткам  неуравновешенность,  вспыльчивость,  частые  смены  настроения,  иногда  подавленность  и  т.  д.

      Ещё  очень  незрелые  попытки  анализа  своих  возможностей  сопровождаются  то  взлётом  самоуверенности,  то,  напротив,  сомнениями  в  себе  и  колебаниями.