Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 15

      Кризис  подросткового возраста является  самым  острым  и  самым  длительным  по  сравнению  со  всеми  возрастными  кризисами,  знаменующие  собой  переломные  этапы  в  формировании  личности.  По  существу,  весь  переходный  возраст  является  затяжным  переходным  периодом  от  детства  к  зрелости.  В  течении  этого  периода  ломаются  и  пересматриваются  все  прежние  отношения  ребёнка  к  миру  и  к  себе,  и  развиваются  процессы  самопознания  и  самоопределения,  приводящие  в  конечном  счёте,  к  той  жизненной  позиции,  с  которой  школьник  начинает  свою  самостоятельную  жизнь.  Весь  этот  период  представляет  собой  значительную  перестройку  ранее  сложившихся  психологических  структур  и  возникновение  новых,  которые  с  этого  момента  и  начинают  дальнейший  путь  своего  развития.  Следовательно,  в  этот  период,  очень  важно  педагогу,  помочь  подростку  занять  правильную  жизненную  позицию,  с  помощью  приобщения  его  к  искусству,  литературе,  сформировать  в  нём  определённую  систему  ценностей  и  интересов.  В  этом  поможет  обращение  к  произведениям  психологического  характера,  они  заставляют  читателя  задуматься,  заглянуть  внутрь  себя  (повесть  «Живи  и  помни»  В.  Распутина,  рассказ  «Никита»,  «Корова»  А.  Платонова).  Таким  образом,  здесь  ведущими  будут  не возрастные  особенности,  а  закономерности,  связанные  с  индивидуальным  формированием  психики  подростка.

      Кризис  подросткового  возраста  —  затяжной  и  острый,  так  как  в  связи  с  быстрым  темпом  физического  и  умственного  развития  у  подростков  возникает  много  таких,  актуально  действующих  потребностей,  которые  не  могут  быть  удовлетворены  в  условиях  недостаточной  социальной зрелости  школьников  этого  возраста.  Таким  образом,  в  этот  критический  период  депривация  потребности  выражена  значительно  сильнее,  и  преодолеть  её,  в  силу  физического,  психического  и  социального  развития,  очень  трудно.  Кризис  подросткового  возраста  отличается  ещё  в  одном,  в  весьма существенном  отношении.  Дело  в  том,  что  в  младших  возрастах  депривация  вновь  возникших  потребностей  связана  преимущественно  с  внешними  препятствиями  (запретами  взрослых,  не  изменившими  образ  жизни  ребёнка,  сковывающем  его  активность,  и  так  далее);  в  кризисе  же  подросткового  возраста  не  меньшую  роль  играют  и  внутренние  факторы:  запреты,  накладываемые  подростком  на  самого  себя,  ранее  сформировавшиеся  психологические  новообразования  (привычки,  черты  характера  и  прочее),  часто  мешающие  подростку  достигнуть  желаемого  и,  скорее  им  самим  избранного  образца.  Конечно,  и  внешние  условия  —  особенно  необходимость  оставаться  зависимыми  от  взрослых,  когда  уже  возникло  желание  занять  иной,  более  зрелый  социальный  статус,  освобождающий    от  постоянного  внешнего  контроля  и  позволяющий  подростку  самостоятельно  решать  свои  проблемы,  —  имеют  здесь  большое  значение,  но  не  они  являются  решающими.  Педагогу  важно  помнить  об  этом.  Здесь  включается  действие  механизма  идентификации,  помогающие  подростку  встать  на  определённые  жизненные позиции.  Идентификация  с  любимым  литературным  героем,  помогает  подростку  утвердиться.