Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 17

      Такого  рода  неуверенность  в  себе  приводит  подростков  к  ложным  формам  самоутверждения  —  бравированию,  развязности,  нарушению  дисциплины  с  целью  показать  свою  независимость.  Часто  самооценка  оказывается  у  подростка  внутренне-противоречивой:  сознательно  он  воспринимает  себя  как  личность  значительную,  даже   исключительную,  верит  в  себя,  в  свои  способности,  ставит  себя  выше  других  людей.  Вместе  с  тем  внутри  его  гложут  сомнения,  которые  он  старается  не  допустить  в  своё  сознание.  Но  эта  подсознательная  неуверенность  даёт  о  себе  знать  в  переживании,  подавленности,  плохом  настроении,  упадке  активности.  Причину  этих  состояний  подросток  сам  не  понимает,  но  они  находят  своё  выражение  в  его  обидчивости,  грубости,  частых  конфликтах  с  окружающими  взрослыми.

      Многочисленные  исследования  показали,  что  общими  для  подростков,  независимо  от  их  социализации,  являются  те  психологические  особенности,  в  основе  которых  лежит  развитие  рефлексии,  порождающее  потребность  понять  самого  себя  и  быть  на  уровне  собственных  к  себе  требований,  то  есть  достигнуть  собственного  образца.  А  неумение  удовлетворить  эти  потребности  определяет  целый  «букет»  психологических  особенностей,  специфичных  для  подросткового  кризиса.

      Однако  не  все  особенности  кризиса  переходного  возраста  связаны  с  неудовлетворённостью  подростка,  идущей  как  бы  изнутри.  Большое  значение  имеет  здесь  и  расхожее  между  возникшими  у  него  потребностями  и  обстоятельствами  жизни,  ограничивающими  возможность  их  реализации,  расхождение,  характерное  для  каждого  возрастного  кризиса.

      В  связи  с  учением,  накоплением  жизненного  опыта  и,  следовательно, продвижением  в  общем,  психическом  развитии  у  школьников  к  началу  переходного  возраста  формируются  новые,  более  широкие  интересы,  возникают  различные  увлечения  и  появляется  занять  иную,  более  самостоятельную  позицию,  которая  связана  с  таким  поведением  и  такими  качествами  личности,  которые,  как  им  кажется,  не  могут  найти  своей  реализации  в  «обыденной»,  школьной  жизни.             

       Невозможность  практически  изменить  свой  образ  жизни  порождает  мечты,  которые  всегда  рассматривались  и  рассматриваются  в  психологии  как  присущие  подростковому  возрасту.  В  мечтах  всегда  имеет  место  в  моделировании  своего  будущего  и  себя  в  этом  будущем,  или,  воображаемое  проигрывание  будущих  ролей.  Значит,  мечта,  являющаяся  типичным  спутником  подросткового  возраста,  выполняет  ту  же  функцию  что  и  игра  в  дошкольном  детстве:  и  то  и  другое  представляют  собой  способ  реализации тех  аффективных  тенденций,  которые  не  могут  найти  воплощение  в  повседневной  жизни.  Но  это  лишь  один  способ  самовыражения  детей  подросткового  возраста,  способ  наиболее  благополучный.  Иногда  подростки,  остро  переживающие  конфликт  между  своими желаниями  и  возможностями  их  удовлетворения,  вступают  на  путь  особой,  не  воображаемой,  а  действительной  жизни,  но  уводящей  их  от  её  благополучного  течения  и  нарушающей  ход  нормального  развития  подростка.  В  этих  случаях  подростки  забрасывают  учение,  школу  захватывает  двор,  улица,  компании  таких  же  оторвавшихся  от  школы  ребят,  что  нередко  приводит  их  к  асоциальным  формам  поведения.

      Именно  в  этот  период  подростки  нуждаются  в  помощи  родителей,  педагогов.  Большую  часть  времени  подростки  проводят  в  школе,  следовательно,  на  педагогов  ложится  не  только  обучающая,  но  и  воспитательная  функция.

      В  среде  научно  —  педагогической  общественности,  широкое  распространение  получила  концепция  личностного,  —  ориентированного