Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 8

Несостоявшийся  поцелуй  остро  выразил сущность происходящего. Рудольф  сдерживает проснувшуюся  страсть, чувствует грозящую опасность, ведь  за  поцелуем  ясно проглядывается  следующий шаг.  К  тому  же  Рудольф  оказался  морально  не  готов  к  необычной  просьбе  девчонки.

       Автор  тактично  умалчивает  о  дальнейших  действиях  Ио,  уходит  от  конкретики  факта.  Ученики  в  устном  словесном  рисовании  воссоздают  сцену  ночного  времяпровождения  Ио.  В  предложенных  вариантах  выявляется  личностная  позиция  старшеклассников:  «Ио  всю  ночь  могла  провести  под  окном  Рудольфа,  страдая  и  ожидая,  что  он  почувствует  её  мучения  и  выйдет  к  ней»  ( Светлана  К.);  « Мне  кажется,  что  в  эту  ночь  Ио  потеряла  девичью  невинность,  и  переживается  это  остро  и  болезненно»

( Денис  Д. ). Здесь технология смыслотворчества помогает каждому участнику педагогического процесса самому создать свой смысл изучаемого, рассматриваемого явления, события и ситуации.

То,  что  беда  настигла  Ио,  автор  выказывает  стилем;  использует  звукопись,

контраст,  приём  ассоциативности.  Нарочитая  грубость  девочки,  отсылающей  Рудольфа  «к  чёрту»,  говорящая  психологическая  поза  Ио  («она  всё  раскачивалась  взад  и  вперёд  и  всё  смотрела  перед  собой,  мимо  него»),  растерянность  матери  и  беспомощность  Рудольфа  ―  всё  говорит  о  том,  что  «с  ней  что-то  случилось»  чрезвычайное.

       О  том,  как  резко  изменилась  Ио,  помогает  понять  и  схема,  отражающая  психологические  перемены  в  девочке:      

БЫЛА                                                       СТАЛА

весёлой                                                     грубой  и  брезгливой

беспечной                                                 отягощённой  горьким  опытом

откровенной                                             замкнутой  и  разочарованной

мечтательной                                           оказалась  в  тупике

видела  мир  прекрасным                        всё  стало  мрачным

напоминала  птицу                                      похожа  на  раненного  зверя

       Мы  работали  над  текстом,  согласно  рекомендациям  репродуктивных  психоаналитиков,  которые  советуют  детально  воспроизвести  пережитое, чтобы  ясно  высветились  волнующие  вопросы.  Репродуктивно-аналитический  этап  подвёл  к  решению  проблемного  вопроса: «Почему  же  столь  драматично  и  болезненно  переживает  Ио  период  возрастного  становления  личности?»

       Сконцентрируем  ответы  учащихся  на  понятиях,  важных  для  развития  их  мировоззрения.

       Одно  из  ключевых  понятий  ―  взаимопонимание.

  В  рассказе  В.  Распутина  нет  понимающих  друг  друга  людей.  Сами  герои  осознают,  что  они  не  поняты  окружающими, и  что  их  не  понимают.  Люди 

хотят  разобраться,  что  происходит  с  теми,  кто  рядом,  но  им  не  хватает  времени,  знаний,  желания  для  решения  чужих  проблем.  В  эпицентре  всеобщего  оказалась  девочка-подросток,  которой  наиболее  необходимо  понимание  близких.  Но  Ио абсолютно  одинока.  «У  неё  нет  подруг»,     мать  ( «пожилая  женщина» )  бессильна  помочь  дочери,  конфликтует  она  и  со  старшей  сестрой.  Ио  необходимо  прежде  всего  общение  с  людьми,  которые  передали  бы  ей  собственный  опыт  и  корректно  рассказали  о  самом  интимном.  Знания  о  себе  могли  бы  предупредить  столь  безболезненное  самоутверждение  Ио.  

       Современные  школьники  замечают,  что  коммуникативности  Ио  мешает  комплекс  неполноценности.  Весьма  значимо,  по  их  мнению,  авторское  замечание,  что  запрограмированна   природой.  Именно  отец  для  девочки  часто  является   идеалом  мужчины,  подсказывает  программу  поведения  с  другими  мужчинами.