Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 13

      По  отношению  к  личности  задача  образования  заключается  в  воспитании  инициативной  и  творческой,  культурной  и  духовно  богатой,  свободной  и  независимой  личности,  способной  к  постоянному  самоопределению  в  различных  ситуациях  жизнедеятельности,  чтобы  не  произошло  формирование  негативных  черт  личности  —  социальная  зависть,  агрессивность,  нетерпимость  к  противоположным  взглядам,  мнениям,  позициям:  низкий  уровень  эстетического  восприятия  действительности;  склонность  к  самооправданию  и  перекладыванию  вины  на  других;  покорность  перед  «сильной  рукой»  и  презрение  к  тем,  кто  «слабее»  в  социальном,  психологическом  или  ином  смысле;  низкий  уровень  культуры  общения;  приятие  конъюнктурно  детерминированных  ценностей  (слава,  власть,  богатство)   [19, с. 5].  

      Данная  дипломная  работа  —  «Психотерапевтическое  воздействие  уроков  русской  литературы»  —  посвящена  разработке  основных  проблем  развития  образовательной,  творческой,  нравственной  личности  через  приобщение  подрастающего  поколения  к  миру  прекрасного,  миру  литературы.

      Проблемами  связи  педагогики  и  психологического  воздействия  на  личность занимались такие  психологи,  как  Рубенштейн С.Л., Выготский Л.С.;  изучению  эмоционально-психологического  контакта  детей  с  преподавателем  уделяла большое внимание  Якиманская Е.С;  раскрытию  творческого  потенциала  учащихся  в  процессе  учебной  деятельности  посвящены  работы  Ожигановой Г.В.;  Калина Н.Ф.  разработала  построенные  на  семиотике  (наука  о  знаках)  психотерапевтические  техники  (работа  с  метафорой,  структуралистские  идеи  в  психотерапии).

      Результаты  психолого-педагогических  исследований  свидетельствуют  о  том,  что  обучение  идёт  впереди  психического  развития  человека  ведёт  его  за  собой.  Творческий  и  нравственный  потенциал  подростка  развивается  и  реализуется  на  уроках  русской  литературы.   Восприятие  художественного  произведения  является  своеобразным  психотерапевтическим  воздействием  на  разум,  чувства,  эмоции  подростка.

      Целью  данной  дипломной  работы  является  изучение  психотерапевтического  воздействия  уроков  русской  литературы  на  подростков.

      В  дипломной  работе  ставятся  следующие  задачи:

    1)  раскрытие  психотерапевтических  возможностей  уроков  русской  литературы  и  их  связь  с  потребностями,  интересами,  ценностными  ориентациями  подростка.

    2)  изучение  методов  и  приёмов  на  уроках  русской  литературы,  оказывающих  психотерапевтическое  воздействие.

      Очень  важно  найти  в  каждом  произведении  общечеловеческое,  значимое  для  учащихся,  помочь  им  ощутить  это  уже  при  первом  чтении.

      Замечено,  что  при  изучении  творчества  Л.Н.  Толстого  (например, роман  «Война  и  мир»)  у  учителя  создаётся  психологически  привлекательный  образ  семейных  отношений,  дружеских  связей,  который  воспринимается  учениками  как  желаемый  для  себя,  для  своих  близких. 

      В  данной  работе психотерапевтическое воздействие уроков литературы исследуется на примере изучения в школе произведений В. Распутина  «Рудольфио»,  А.  Платонова  «Никита»,  «Юшка»,  «Фро».

      Предметом исследований является изучение психотерапевтических возможностей уроков литературы, приемов и методов психотерапевтического воздействия, используемых на уроках русской литературы.

      В процессе изучения особенностей подросткового возраста выдвинута следующая гипотеза: часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка, завышенный уровень притязаний). Это может приводить к дальнейшим нарушениям поведения, к возникновению внутриличностных конфликтов (конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, конфликт разнонаправленных мотивационных тенденций, неумение личности правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими).