Изучение психотерапевтического воздействия уроков русской литературы на старших подростков, страница 7

       Заметно  расширилась  сфера  жизнедеятельности  Ио.  Она  посещает  квартиру  Рудольфа,  играет  новую  роль  соперницы  —  взрослой  женщины.  У  неё  уже  возникла  идея  через  два  года  «выйти  замуж»  за  Рудольфа.  Но  всё,  что  надумала  совершить  Ио,  ещё  социально,  психологически  не  вызрело.  Она  не  терпелива,  не  знает  правил  жизни.  Перед  читателем  «встаёт,  в  сущности,    целая  драма  резкого,  шокового  вхождения  хрупко-идеального,  подростково-взбалмошного  сознания  из  книжно-романтических  «снов»  в  жестокую  реальность  жизни»  [ 27, с. 288 ].  Ио  совершает  «взрослые»  поступки,  но  оборачиваются  они  смешными  нелепостями  и  ранящими  душу  ошибками.

       Ио  трудно  совладать  с  собой,  прежде  всего  потому,  что  на  улице  весна  и  впервые  рядом  с  ней  оказался  необыкновенный,  по  её  мнению,  мужчина,  и  потому,  что  её  желания  превышают  возможности.  Настроение  Ио  изменчиво,  часто  непредсказуемо,  что  и  отражают  ситуации  к  произведению,  выполненные  учениками-художниками.

       Вокруг  Ио  создаётся  то  наэлектризованное  пространство,  в  котором  тревожно,  дискомфортно  всем.  Действующие  лица  проходят  испытания  переходным возрастом,  в  котором  находится  она  одна.  И  самое  сильное  испытание  должен  выдержать  Рудольф.

       Какую  роль  в  драме  сыграл  Рудольф?  Почему  именно  его  выбирает  Ио?  Нельзя  не  учесть  авторский  знак:  именно  Ио  принадлежит  инициатива  знакомства,  и  далее  она  играет  роль  лидера.  Рудольф  за  две  недели  командировки  даже  забыл  о  её  существовании  и  не  испытывает,  подобно  ей,  восторга  от  новой  встречи.  Однако  чувства  девочки  не  могут  оставить  его  равнодушным.  Их  отношения  благодаря  общению  по  телефону,  ее  и  его  «отгулу»  становятся  более  близкими.  В  своих  мечтах  Ио  создаёт  идеальный  союз,  романтично  засвидетельствованный  в  имени  Рудольфио.

Знаменательно,  что  обстоятельства  постоянно  возвращают  героев  к  обыденной  реальности.  Автор  создаёт  ситуации,  в  которых  открывается  возможность  узнать  друг  друга,  устранить  непонимание.  Ио  плачет  над  книгой  Сент-Экзюпери  «Маленький  принц».  Многое  в  сказке  оказалось  созвучным  её  переживаниям:  и  романтическая  устремлённость  к  прекрасному,  и  жажда  необычного  (« у  нас  и  так  слишком  много  обыкновенных»),  и  чувство  одиночества.  Есть  в  этой  книге  жизненный  опыт,  что  мог  бы  помочь  Рудольфу  обдумать  свою  позицию.  Например,  мудрое  изречение:  «Мы  в  ответе  за  тех,  кого  приручаем».  А  с  какой  целью  введён  в  повествование  эпизод  с  мытьём  полов?  Быт  всегда  опускал  романтиков  на  землю,  обнажал  реальную  сторону  бытия.  Но  экспрессия  чувств  Ио  настолько  сильна,  что  затемняет  житейские  важные  вещи.  в  накале  собственных  чувств  она  вряд  ли  способна  осознать  личностные  достоинства  Рудольфа  [ 9, с. 43 ].

       Понять  их  представляет  возможным  автор,  лаконично  раскрывая  главные  качества  героя:  семейственность,  душевное  благородство,  отзывчивость,  ответственность  за  поступки,  которые  совершил  не преднамеренно.  Ио  выбрала  достойного  любви  человека.  Её  не  обманул  врождённый  рефлекс  женщины,  на  которую  природой  возложена  функция  деторождения  и  устройства  семьи.

       Почему  же  так  внезапно  рухнул  выстроенный  Ио  мир?  Почему  просьба  о  поцелуе  стала  кульминацией  отношений  Рудольфио?  Романтическая  влюблённость  пятнадцатилетней  девочки,  весенний  разгул  природы,  природное  притяжение  мужского и  женского  начал  —  всё  это  согласно  законам  природы  вело  к  более  близким  отношениям.  Прогулка  по  пустырю,  когда  они  оба  почувствовали,  что  полны  «волнения  —  сильного,  гудящего  и  нечему  не  подвластного»,  и  когда  она  попросила  поцеловать  её,  стала  решающей.  Почему?  Что  означал  бы  этот  поцелуй?