Познание. Сознание как предмет философии

Страницы работы

Содержание работы

                Лекция 6. Познание

4.1. Сознание как предмет философии

Сознание изучают всевозможные науки и междисциплинарные направления: история, психология, логика, семиотика, социология, этология, психосемантика, психолингвистика, палеопсихология, когнитивная психология, информатика, кибернетика, синергетика, медицина... Оно может трактоваться по-разному:

- ступень в закономерной эволюции материального мира;

- свойство сотворенной богом души (либо чудо, необъяснимое с точки зрения естественных наук, либо продукт эволюции природы, в конечном счете, являющейся божественным творением);

- высший уровень психического, развивающегося на биологическом субстрате и свойственного не только человеку, но и высшим животным;

- способ переработки информации, специфический информационно-отражательный процесс, сущность которого не зависит от того, на какой именно субстратной основе он реализуется;

- отражение бытия, нематериальный образ материального мира;

- внутренний мир, который дан субъекту непосредственно и недоступен внешнему наблюдателю;

- поток смыслов (или так называемых феноменов сознания), то есть, прежде всего, не информация (“знание”), а понимание (ведь можно эффективно перерабатывать информацию, не понимая ее!).

Хотя перечисленные выше представления о сознании акцентируют разные его стороны, было бы неправильным считать их взаимоисключающими.

Существует несколько взаимодополняющих подходов к изучению сознания:

- интроспекция (самонаблюдение), триумф которой связывается с именами Августина, Декарта, Хайдеггера;

- анализ любых зримых форм обнаружения сознания (язык, орудия труда, сама человеческая деятельность, поступки, история общества, научно-техническое или художественное творчество, включая, как сам творческий процесс, так и его материализованные результаты, отходы производства и т.д.), плодотворность которого стала очевидна в свете научно-философских теорий Сен-Симона, Маркса и Энгельса, Вундта, Скиннера;

- исследование физиологических, физико-кибернетических, психологических, социо-культурных и других предпосылок сознания, получавшее мощные стимулы после революционных работ Сеченова, Павлова, Фрейда, Леви-Стросса, Винера (очевидно, к этому же подходу следует отнести и моделирование, работу над созданием искусственного интеллекта).

Предметом философии выступает сознание как целое. Ее интересуют, прежде всего, наиболее общие вопросы, касающиеся сущности сознания и выпадающие из компетенции любой конкретной науки. Причем, практически все эти вопросы правомерно рассматривать как аспекты проблемы отношения сознания к бытию (основной вопрос философии).

1) Отношение сознания к бытию в онтологическом плане, то есть вопросы о том, является ли сознание вообще частью единого мира, подчиняется ли его законам, возникло ли закономерно (или случайно), выполняет ли в природе (например, в процессах эволюции биогеосферы или даже всей нашей Галактики) определенную функцию, подлежит ли научному изучению (подобно остальной природе)...

2) Отношение сознания к бытию в гносеологическом плане, то есть вопрос о том, способно или неспособно человеческое сознание адекватно (правильно) отражать, а точнее, воспроизводить внешний мир.

3) Способность (или неспособность) сознания постичь собственную сущность. Обширная группа логико-методологических проблем: поиск подходов к определению категории сознания и к уяснению ее соотношения с некоторыми другими понятиями; обоснование методов изучения сознания; разрешение трудностей, связанных с междисциплинарным характером исследований...

4) Место, которое следует отвести сознанию при установлении сущности человека. Обширная группа собственно философско-антропологических, философско-биологических, этико-психологических, биоэтических проблем.

5) Место, которое следует отвести сознанию при объяснении социальных процессов. Роль сознания в развитии общества.

Похожие материалы

Информация о работе