Познание. Сознание как предмет философии, страница 6

Одним из непременных условий нормальной мыслительной (и вообще человеческой) деятельности, конечно, был и остается язык.

Язык в узком смысле слова - это система знаков, служащая средством хранения и передачи информации, средством мышления, познания, общения, управления, выражения (чувств), идентификации... Язык воплощается в речевой деятельности, реализуется посредством внутренней и внешней речи и отличается от нее примерно так же, как слово в словаре отличается от бесконечно разнообразных случаев словоупотребления в реальной жизни. В широком же смысле слова язык отождествляется со всей знаково-символической деятельностью человека и, соответственно, с физиологически, социально и социокультурно обусловленной способностью к такой деятельности.

Любая записанная, произнесенная или только мыслимая последовательность знаков, создаваемая в речевой акте, называется высказыванием, или текстом. Высказывание - основная единица речевого общения - представляет собой нерасторжимое единство двух сторон: выражения (звуковая, вещественная, материальная сторона высказывания) и содержания (выраженная в высказывании мысль, его невещественная, идеальная сторона). Минимальные относительно самостоятельные значимые единицы языка, которые обнаруживаются в непрерывном речевом потоке и на которые, следовательно, расчленяется высказывание, называются словами. Слова и есть те самые знаки, система которых (включая правила их построения, сочетания, употребления) составляет язык. Что же такое знак?

Знак - предмет, замещающий, представляющий некоторый другой предмет; то, что стоит вместо чего-то другого. Предмет, обозначаемый знаком (словом), называется его предметным значением (иногда просто значением слова). А мысленное содержание знака (то есть то, что понимает человек, чувственно воспринимающий, видящий, слышащий вещественное выражение данного знака) - смысловым значением (иногда просто смыслом слова). Соответствуя не одному предмету, а множеству сходных предметов, то есть обобщая их (“слон”), выражаемый словом смысл трактуется как понятие. При этом, слово, называя предмет (или их множество), выступает в качестве имени.

Смысл, понятие всегда связаны с материальным знаком, словом. Но несмотря на тесную связь, язык и мышление - не одно и то же. Язык оказывает обратное воздействие на мышление. Опосредованность отношения человека к человеку, к миру и к самому себе языком - существенная особенность человеческого бытия как такового. Вот почему проблемы, касающиеся языка, его происхождения и роли в развитии общества, считаются философскими.

К познавательным способностям относятся также память и внимание. Ученых и философов издавна привлекают загадки памяти. К связанным с ней вопросам обращались Аристотель, Августин, Локк... Памятью называют способность хранить информацию и многократно воспроизводить ее в сознании, но в широком смысле слова - это условие связности, непрерывности сознания, выражение самотождественности человеческого Я, живое единство прошлого, настоящего и будущего. Внимание - способность субъекта сосредоточиться на определенном объекте (в течение некоторого промежутка времени).

Не только когнитивная сфера сознания, но также эмоциональная и мотивационно-волевая представляют собой отражение действительности и, таким образом, прочно срастаются (синкретизируются) с познавательными способностями человека. Так, эмоцию можно рассматривать как отражение объекта в форме специфически сильного переживания, сопряженного с оценочным отношением к объекту (влечение или отвращение, радость или горе, гнев, страх, ужас, стыд, удивление). Чувства отличаются от эмоций более высокой степенью осознанности, сложностью и разнообразием (эмоций же немного и они роднят человека с животными), индивидуализированностью, устойчтвостью и некоторыми другими параметрами. От чувств и эмоций важно отличать элементарные сенсорные реакции (жажда, голод, холод, боль, усталость), также являющиеся отражением действительности и в той или иной степени осознаваемые субъектом, аффекты, страсти, настроения.