Познание. Сознание как предмет философии, страница 10

5) Семантическая концепция (иногда ее считают разновидностью когерентной или корреспондентной) разработана в середине ХХ века известным логиком А. Тарски применительно к формализованным языкам. Грубо говоря, истина понимается как соответствие высказывания некоторому факту, зафиксированному посредством того же самого языка. Возьмем следующее высказывание: “Утверждение “Снег - белый” истинно, если снег действительно белый”. На первый взгляд, напоминает корреспондентную концепцию. Однако речь тут идет не об отношении утверждения “снег - белый” к явлению действительности, к белизне снега, а об отношении одного предложения (утверждения) к другому предложению (факту).

Перечисленные концепции дополняют одна другую, акцентируя разные стороны (условия, проявления) истины. Корреспондентная концепция фокусирует внимание на отношении знания к реальности, когерентная - на строении самой системы знаний, прагматическая - на практическом выражении знания, семантическая - на выражении знания средствами языка. Сегодня в философии возобладала плюралистическая установка. Плюрализм - мировоззренческая и методологическая позиция, сторонники которой подчеркивают не момент единства, а, наоборот, момент многообразия знания: сосуществуют независимые друг от друга (даже несоизмеримые) “начала”, равноправные формы опыта, формы познания, принципы, методы, теории, ценности, традиции. Поворот к плюрализму в гносеологии и эпистемологии обычно связывается с именами Л. Витгенштейна, К. Поппера, П. Фейерабенда.

Тем не менее, зачастую сторонники разных концепций истины противостоят друг другу достаточно жестко. Складываются школы, направления, трудносовместимые методологические и мировоззренческие позиции. Назовем некоторые из них.

Фикционализм - концепция, согласно которой в основании познания лежат фикции, не соответствующие реальности, но способствующие прогрессу познания и нравственности: лучше сознательно вводимые и практически оправданные фикции, чем догмы, принимаемые за реальность (концепция, разработанная Х. Файхингером на основе идей И. Канта, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, получила развитие, в частности, в рамках конвенционализма). Конвенционализм - концепция, согласно которой в основании науки лежат конвенции, то есть удобные соглашения. Вопрос о том, соответствует ли конвенция действительности, с повестки дня снимается (возникновение концепции связывается с именем Ж.А. Пуанкаре). Инструментализм - подход, при котором те или иные идеи, в особенности, научные теории рассматриваются в качестве инструмента решения задач, в качестве средства приспособления к действительности, а не ее отражения (подход разрабатывали Д. Дьюи и другие представители прагматизма). Операционализм - концепция, трактующая значение понятия не как отражение свойств вещи, а как указание на совокупность физических операций, посредством которых можно зафиксировать соответствующие характеристики объекта (автором концепции считается П. Бриджмен). Фаллибилизм - принцип, согласно которому знание всегда носит предположительный характер: исправляя ошибки и выдвигая всё более совершенные гипотезы, человечество вечно приближается к истине (принцип сформулировал Ч. Пирс).

Выбор между словами “истина” и “истинность” диктуется контекстом, нормами разговорного языка. Истинность знания означает, что оно содержит истинные утверждения, или некоторые истины, то есть что оно само и есть истина. С точки зрения любой из упомянутых шести концепций истиной можно назвать результат процесса (застывшее, словно вещь, знание), сам процесс (ведь, на самом деле, развитие знания никогда не прекращается), некоторое отношение между сторонами процесса (соответствие чего-либо чему-либо), свойство (признак, качество) чего-либо, например, знания или даже самого объекта (“Истинный ученый”). Таким образом, высказывания “Истина - это соответствие знания действительности” и “Истина - это знание, соответствующее действительности” взаимозаменимы. Противоположностью знания является незнание (а не невежество), противоположностью истины - заблуждение (а не ложь).