Познание. Сознание как предмет философии, страница 8

Под познанием понимается любая деятельность, результатом которой является знание.

Субъект - это носитель познания и практической деятельности (индивид, группа, общество). Объект - это то, что противостоит субъекту в процессе познания и практики. Предмет - это некоторый аспект, сторона объекта, выделенная в процессе познания (или практики). Так, анатомия и физиология исследуют один и тот же объект, но предметы у них разные. Предмет может трактоваться и, наоборот, как совокупность объектов (предметная область).

Знание остается одной из наиболее самоочевидных и, вместе с тем, трудноопределимых философских категорий. Обычно она раскрывается через понятия “отражение” (образ объекта, причем, не только теоретическая идея, но и практическое следование идеалу), “репрезентация” (копия, знак или просто заместитель объекта), “интерпретация” (понимание смысла какого-либо явления, текста или поступка), “социальная конструкция”. Несмотря на все попытки развить альтернативные подходы, сравнение познания, знания, истины с отражением в зеркале, с некоторого рода уподоблением и удвоением пока еще сохраняет фундаментальное значение.

Знание - проверенное общественно-исторической практикой и обладающее той или иной степенью достоверности отражение действительности в сознании; необходимым и достаточным признаком знания является его истинность.

Достоверным считается знание, истинность которого твердо установлена (логико-методологический аспект) и очевидна, то есть не вызывает сомнений (психологический аспект). Достоверность знания зависит от того, насколько оно логически обосновано, подтверждено личным опытом или общественно-исторической практикой. Сам процесс установления истинности знания называется обоснованием, или доказательством (точно так же называются и результат процесса, и то что приводится в качестве подтверждения, аргумента).

Эффективность доказательства, не оставляющая места для сомнений в истинности знания, именуется убедительностью. Однако то, что выглядит убедительно с точки зрения обыденного сознания, не всегда убеждает ученого. В логике, в математике доказательство сводится к процедуре соотнесения доказываемого утверждения с утверждениями, истинность которых уже доказана. В естественных и гуманитарных науках исследователь вынужден соотносить доказываемое утверждение с самой действительностью, прибегая к помощи не только рассуждения, но и чувственного восприятия - наблюдения или эксперимента. Как же соотнести с “действительностью” тезис “Давление газа возрастает с возрастанием скорости движения молекул”, если непосредственно органами чувств мы не воспринимаем ни молекул, ни даже газа? Когда доказательство становится проблематичным, многоуровневым и касается не столько отдельных высказываний, сколько некоторой системы знаний, говорят об обосновании. Оно включает наряду с самими доказательствами оценку их правомерности, рассмотрение их предпосылок, оснований, предполагает обсуждение альтернативных теорий, анализ последствий принятия практических решений и т.п. (в формальной логике термин “обоснование” имеет иное значение). Следовательно, доказательство и обоснование не являются полными синонимами. Сравните неправильно построенное предложение “Он принял доказанное решение; его нелюбовь к спорту доказана” с построенным правильно: “Он принял обоснованное решение; его нелюбовь к спорту обоснована”.

Таким образом, понятие “истина” оказывается ключевым. Любой ученый согласится с тем, что существует различие между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом), а также согласится с тем, что тезис об истинности или ложности того или иного утверждения (или убеждения) имеет смысл (в противном случае, смысла не имела бы сама наука). Нет, однако, единства в подходах к решению следующих проблем:

- что познаётся? что является объектом познания?

- кто познаёт? цельный “гносеологический субъект” или человек во всей его разноплановости? индивид или общество? природно-материальное существо или воплощающийся в нем дух?