Познание. Сознание как предмет философии, страница 12

Макс Вебер опознал в возрастании рационализации всех сторон жизни общества (экономики, права, религии) главную тенденцию исторического развития. Вебер противопоставил аффективному (основанному на эмоциях) социальному действию рациональное и выявил несколько его типов:

- традиционное поведение основывается на привычке, на традиции и отличается тем, что присутствующая в нем рациональность не становится предметом рефлексии;

- ценностнорациональное поведение основывается на вере в ценность некоторого действия независимо от результатов;

- целерациональное поведение основывается на постановке целей и выборе средств для их достижения, причем, в качестве средств воспринимаются любые предметы и даже окружающие люди.

Важнейшей формой выражения целерационального действия (со всеми его плюсами и минусами), доминирующего в современном обществе, и стала наука.

Согласно концепции Хюбнера, сосредоточившего внимание на том, каким образом оформляется, организуется то или иное содержание, существуют следующие типы рациональности, или интерсубъективности: эмпирическая рациональность проявляется как применение определенных правил объяснения, как логика вещей; семантическая сводится к правилам выражения смысла (с помощью слов); логическая обнаруживается благодаря рассуждению, расчету; нормативная раскрывается через обращение к нормам, к ценностям; оперативная находит выражение в способе деятельности, в следовании образцу (порядок вязки, конвейер).

Исследователи различают рациональность формальную и содержательную, когнитивную и практическую, внутреннюю и внешнюю, открытую (для критики) и закрытую... Рациональность трактуется как соответствие некоторому вечному идеалу разумности (классическая, метафизическая рациональность), методологическим требованиям (операциональная), определенной социокультурной системе (функциональная), задачам общения, взаимопонимания (коммуникативная), критериям красоты (эстетическая)...

В свете всего вышесказанного подведем итоги: рационализм - философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой признают разум, логику, опыт основой познания и поведения. Иррационализм - философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой скептически оценивают возможности разума и придают решающее значение таким формам и средствам познания, как чувство, воля, инстинкты, мистическое слияние с высшей реальностью, озарение, откровение...

Кроме того, рационализмом (в узком смысле слова) называется философское и научное направление XVII-XIX вв., представители которого (Декарт, Спиноза, Лейбниц) преувеличивали значение отвлеченного мышления и преуменьшали роль чувственного опыта, в частности, считали, будто основополагающие научные истины могут быть открыты без обращения к опыту. Соответственно, противоположное направление, представители которого (Локк, Кондильяк) признавали чувственный опыт основой познания и нередко недооценивали роль теоретического мышления, получило название сенсуализма (от лат. sensus - чувство).

К сенсуализму близок эмпиризм - тенденция к преувеличению возможностей эмпирического опыта и к недооценке значения теории. Родоначальником эмпиризма считается Ф. Бэкон, объявивший единственным источником достоверного знания опыт, а основными методами науки - индукцию и эксперимент.

Рациональное, рационалистическое отношение человека к миру предполагает последовательное и неустанное сопротивление догматизму и скептицизму, всегда в той или иной мере сопутствующих любому человеку. Догматизм (в теории познания) - в целом антинаучная позиция, установка на признание неких вечных, окончательных истин. Скептицизм (в теории познания) - отрицание самой возможности достоверного (научного) знания. Как ни странно, среди скептиков (скептиков именно в том, что касается разрешимости проблем теории познания) встречается немало эрудированных людей, а иногда и крупных ученых, они обычно высоко оценивают роль “здравого смысла”, значение традиции. Поэтому сторонники скептицизма часто придерживаются утилитарных взглядов в вопросах политики, морали и научного познания. Утилитаризм - принцип оценки явлений, теорий с точки зрения их практической полезности.