Познание. Сознание как предмет философии, страница 16

постпозитивистская программа, современная философия науки

1) “метафизические” утверждения не имеют смысла и должны быть устранены из науки

философские положения имеют смысл и не могут быть устранены из научного знания

2) в центре внимания - структура научного знания, его логическое обоснование, формализация           

в центре внимания - механизмы и факторы развития науки, ее социокультурные предпосылки, возникновение нового знания

3) стремление осуществить демаркацию (разграничение) науки и ненаучного знания      

отказ от идеала жесткой демаркации, интерес к вненаучным формам знания

4) распространение физикализма 

дискредитация физикализма

5) резкое противопоставление теории и факта  

тезис о взаимопроникновении теоретического и эмпирического уровней научного знания

6) резкое противопоставление открытия и обоснования         

открытие и обоснование рассматриваются в единстве

7) узкое понимание научной рациональности   

широкое понимание научной рациональности

8) методологические ориентиры задают логика, математика, математизированная физика          

методологические ориентиры задают история науки, социология, психология

9) методологический монизм        

методологический плюрализм

Смена приоритетов не случайна: нельзя понять природу науки, природу социального явления, рассматривая его вне исторического развития и в отрыве от других сторон жизни общества. В этой связи, уместно заметить, что резкое расширение круга обсуждаемых в философии науки проблем произошло как раз в условиях усиления взаимодействия между разнообразными платформами, школами, группами. В философии науки (теперь мы говорим уже не об отдельном направлении, а об области исследований) оформились направления, которые оказывают влияние на гносеологию и философию в целом.

Интернализм - методологическая установка (и, соответственно, течение в философии науки), согласно которой основной движущей силой развития науки являются внутренние факторы (логика возникновения и разрешения проблем, интеллектуальные традиции). Экстернализм - методологическая установка (и, соответственно, течение), согласно которой основной движущей силой развития науки являются внешние факторы (социокультурный контекст, социальный заказ, социально-экономические условия).

Кумулятивизм - методологическая установка, согласно которой наука развивается путем непрерывного, плавного приращения знаний. Парадигмализм (термин употребляется редко) - противоположность кумулятивизма, методологическая установка, согласно которой наука развивается скачкообразно, путем резкой смены парадигм. Парадигма (от греч. paradeigma - образец) - совокупность ценностей, убеждений, технических средств, принятых данным научным сообществом и выражающаяся в существовании некоторой научной традиции. Говорят, например, о ньютонианской парадигме, о коперникианской и т.д. (в языкознании термин “парадигма” имеет иное значение). Научное сообщество - сообщество исследователей, имеющих сходную научную подготовку и единых в понимании сущности, предмета, целей, методов науки. Говорят о сообществе ученых всего мира, страны, отдельной отрасли.

Понятия парадигмы и научного сообщества разработаны, главным образом, Т.Куном. Кун настаивал на том, что процесс движения науки вперед включает две фазы. Нормальная наука - кумулятивный период в деятельности научного сообщества, протекающей в строгом соответствии с парадигмой. Нормальная наука невосприимчива к аномальным фактам, которые, тем не менее, накапливаются и способствуют наступлению кризиса. Тогда период нормальной науки прерывается периодом научной революции, то есть сменой парадигмы. Однако в основе развиваемого Куном подхода лежал принцип несоизмеримости теорий - крайний случай парадигмализма, концепция, согласно которой между сменяющими одна другую теориями нет логической связи, и выбор между ними осуществляется по вненаучным основаниям (психологическим, идеологическим и т.п.). Данный принцип вел к размыванию границ научного знания и нуждался в серьезной корректировке. В этой связи, И.Лакатос предложил несколько иную модель развития науки: от одной научной программы - к другой.