Познание. Сознание как предмет философии, страница 3

Интегральность, или целостный характер сознания выражается, во-первых, в том, что любое понятие, любое суждение неотделимо от эмоциональных переживаний, от языка, от подсознательных установок и функционирующей памяти. Иными словами, сознание всегда присутствует целиком в любой из своих частей (на эту удивительную неделимость, неразложимость души обратили внимание еще древние философы). Во-вторых, благодаря сознанию человек интегрирует, синтезирует всю имеющуюся у него информацию об окружающем мире и о себе самом и находит оптимальные варианты поведения, успешно ориентируется в окружающем мире. В-третьих, интегрирующая функция сознания проявляется также в том, что оно обеспечивает единство личности, ее мыслительных процессов, биографии, поведения, жизненной позиции, единство формального (отвлеченного, теоретического) знания и практического поступка. В-четвертых, совершенно особо следует отметить пока еще малоизученную роль сознания в управлении организмом человека (самовнушение, мобилизация жизненных сил организма в экстремальных ситуациях, прямое воздействие состояний сознания на биологические процессы старения).

Интенциональность (интенция) - это направленность сознания на предмет, обращенность к чему-либо, как бы силовое поле, втягивающее образы. Это и есть та каждому понятная “живость” души, очевидно, отсутствующая у компьютера, хотя и он перерабатывает информацию, и он устроен сложно и целесообразно. Можно рассуждать так. Что именно составляет основополагающую характеристику души, сознания, мышления? Что именно делает сознание сознанием? Абстрагируемся, во-первых, от всякой действительности вне сознания. Во-вторых, от какого бы то ни было отношения сознания к действительности, включая как отражаемые вещи, так и мозг, субстрат информационно-отражательного процесса. В-третьих, от всего мыслимого содержания (от истинного и ложного, объективного и субъективного, чувственно-образного и понятийно-абстрактного). В-четвертых, от любых связей между мыслями (мысли могут быть и бессвязными. Что же остаётся? Остаётся интенция. Есть разные виды интенции: нечто воспринимается не тем же самым способом, каким вспоминается или выдумывается.

Неотъемлемыми признаками, свойствами сознания справедливо считаются его предметность (отнесенность к предметам, наполненность некоторым предметным содержанием) и рефлексивность (обращенность на себя). В этой связи, возможно, не совсем правильно, говорят, что в структуре сознания есть два взаимосвязанных уровня, или элемента: предметное сознание и самосознание. Действительно, трудно представить себе совершенно свободное от всякого содержания, чистое, беспредметное сознание. Впрочем, еще Локк и Лейбниц обратили внимание на логические и методологические проблемы, возникающие при попытке осмыслить феномен души, погруженной в состояние глубокого сна без сновидений. Каким образом обеспечивается преемственность, самотождественность сознания человека, возвращающегося из состояния комы? Как мы мгновенно находим в памяти именно ту информацию, в которой нуждаемся? Наука пока не дала ответа на эти и многие другие вопросы. Однако в целом направление поисков связано с исследованиями не столько самого сознания, сколько его материального субстрата.

Неправомерно отождествлять сознание ни с психикой ни с мышлением. Сознание гораздо шире, чем мышление (даже учитывая тот факт, что само мышление не сводится к своей понятийной, абстрактно-логической форме), поскольку охватывает любые формы психической душевной деятельности (эмоциональные переживания, волевые акты и т.д., - см. ниже). В свою очередь, круг психических явлений выходит далеко за рамки сознания, поскольку включает в себя и бессознательные процессы. К тому же, психическая деятельность свойственна не только человеку, но и животным. С другой стороны, понятие “сознание” относится также к явлениям, которые психическими не назовешь при всем желании (например, когда говорят о “сознании эпохи”).
4.2. Структура сознания и познавательные способности человека