Познание. Сознание как предмет философии, страница 2

6) Ряд более конкретных вопросов, касающихся причин, предпосылок, механизмов возникновения сознания на Земле, а также возможностей существования иных, нечеловеческих, небиологических форм сознания.

7) Некоторые другие вопросы: сущность идеального, природа субъективной реальности, сущность и виды интенциональности, соотношение сознания и самосознания, соотношение мышления и языка, общая структура сознания...

Если исходить из тезиса об укорененности сознания в бытии, причем, непосредственно в бытии человека, то следует согласиться с тем, что постичь сущность сознания можно, лишь приняв во внимание все стороны многогранного и противоречивого взаимодействия человека с окружающим миром. Подобно тому, как возникали в природе формы отражения, присущие другим живым существам, возникло и сознание. Мы, конечно, отличаемся от остальных живых существ. Но чем в первую очередь? Специфически человеческим способом бытия в мире является практика.

Практика - способ отношения к миру, отличающий человека от остальных животных; чувственно-предметная, общественная, целеполагающая, преобразовательная деятельность.

Поясним каждый из признаков.

Чувственно-предметная значит не просто мыслительная, но имеющая дело непосредственно с материальными предметами, преодолевающая их сопротивление.

Целеполагающим характером практика отличается от случайного, тем более, от неосознанного воздействия на предметы, и результатом ее становится направленное преобразование окружающего мира, а не пассивное приспособление к нему.

В процессе практической деятельности индивид опирается на общественно-исторический опыт человечества, использует сложившуюся систему понятий, язык, технику, возможности определенных производственно-экономических, производственно-технических, вообще любых социальных отношений (нормы общежития), наконец, освоенные предшествующими поколениями людей природные ресурсы. Человека не бывает вне общества, вне той или иной системы разделения труда, системы образования, системы ценностей.

В широком смысле слова под практикой понимается вся деятельность человечества, включая и познание. Однако, во-первых, сами по себе мысли, теории, политические доктрины, художественные образы не воздействуют на мир, существующий вне нашего сознания: схема производства атомной бомбы и само производство - не одно и то же. Во-вторых, на определенных этапах научного творчества возможно получение новых знаний и без обращения к практике, к эксперименту. Вот почему целесообразно называть практикой только чувственно-предметную деятельность, отличая ее от чисто духовной. Будучи деятельностью человеческой, сознательной, целенаправленной, практика всегда включает духовный аспект. И, наоборот, будучи, прежде всего, формами деятельности духовной, наука, искусство, правосознание материализуются как специфические формы практики. В числе основных форм практики обычно называют производственную (включая техническую), социально-политическую, научно-экспериментаторскую, медицинскую и реже некоторые другие (художественную, педагогическую, спортивную, игровую, семейно-бытовую, хозяйственно-бытовую...).

Гносеологические функции практики (то есть то, чем является практика для сознания, для познания) разнообразны:

- исток, основа познания (познание - одна из сторон практики как целостного отношения человека к миру, практика - источник информации, проблем, методов, форм познания, а также условие интеграции всех форм познавательной деятельности);

- движущая сила познания (от практики исходят бесчисленные стимулы к познавательной деятельности);

- цель познания (процесс познания направлен к достижению определенной практической цели);

- средство познания (значение практического опыта трудно переоценить);

- критерий истины (хотя, конечно, не единственный).

Сознание призвано эффективно функционировать в процессе практической деятельности, способствовать выживанию и процветанию человека. В число важнейших функций сознания исследователи непременно включают информационно-отражательную (познавательную), коммуникативную и регулятивную (управление поведением личности). Часто особо акцентируют такие особенности сознания, как интегральность, интенциональность, способность к предвидению, в широком смысле слова совпадающему с “опережающим отражением” действительности (то есть с проективной деятельностью на основе знания будущих состояний тех или иных вещей и процессов).