Познание. Сознание как предмет философии, страница 11

Поскольку истина развертывается как бесконечный процесс движения от менее полного знания к более полному, говорят об истине относительной и истине абсолютной. Категория относительной истины выражает знание (утверждение, убеждение) сформулированное относительно определенных условий, знание частное, неполное, неточное, относящееся к объекту до конца еще не познанному. Категория абсолютной истины выражает такое знание, которое полностью исчерпывает предмет (пусть даже какой-то отдельный аспект объекта!) и не может быть опровергнуто в дальнейшем, а также выражает недостижимый идеал абсолютно полного знания о бесконечном мире. Поскольку любое “знание, исчерпывающее предмет”, может быть со временем переформулировано на другом языке и средствами другой теории, абсолютную истину можно трактовать как содержание относительной истины, которое сохраняется в ходе дальнейшего познания. Иногда абсолютными, или вечными истинами неправильно называют утверждения, констатирующие неопровержимые факты.

Встречается, конечно, и другая терминология. Так, родоначальник математической логики, философ, теолог, историк и юрист Готфрид Лейбниц проводил различие между истинами разума (они необходимы, противоположное им невозможно) и истинами факта (они случайны, противоположное им возможно). Философы прошлых веков потратили много усилий на то, чтобы обосновать возможность существования необходимых истин, то есть таких теоретических, обобщающих утверждений, которые верны всегда и везде, при любых обстоятельствах (например, утверждение “Любое явление имеет причину”).

Мы затронули только гносеологический (логико-эпистемологический) аспект истины. Между тем, ее можно рассматривать также в экзистенциально-психологическом, в аксиологическом (истина как ценность), в этическом (истина как правда) и в других аспектах.

Важнейшими направлениями в теории познания по праву считаются рационализм и иррационализм.

Латинское слово ratio переводится на русский язык как разум, рассудок, размышление, вывод; счет, подсчет, сумма, отношение; выгода, интерес; метод, способ, приём, план, устройство; основание, обоснование, мотив; теория, наука, взгляд, проблема; правило, состояние... И это далеко не всё. Принципиально важно то, что римские авторы переводили словом ratio греческое слово logos, которое, помимо перечисленных значений, имеет и массу других: слово, речь, мысль, истина, смысл, закон, согласие, мера, пропорция...

Рациональным называют нечто такое (явление, процесс, поступок, намерение), в чем можно обнаружить упорядоченность, форму, закон, целесообразность, то есть всё то, что или совпадает с самим разумом, или доступно его пониманию. С одной стороны, характеристика “рациональное” относится к бытию (онтологический аспект); с другой,- к человеческому мышлению, к знанию (гносеологический аспект). Двояко, даже трояко понимался Логос и в античности: Закон, или Разум (бытия) - Разум (человека) - Слово (посредник между бытием и мышлением).

Под иррациональным понимается либо некое темное, непостижимое разумом начало, нечто непознаваемое вообще; либо нечто, пока еще не познанное, но в принципе подлежащее рациональному осмыслению и встраиванию в систему знаний.

Рациональность - это основанное на разуме отношение человека к миру, принцип человеческой деятельности, определенный способ постановки и достижения целей. Соответственно, под научной рациональностью понимается способ именно научной деятельности, совокупность правил исследования.

Так называемая проблема рациональности связана с тем, что не существует единого стандарта “разумного отношения к миру”, стандарта, пригодного для всех времен и для всех видов деятельности. Научная деятельность является лишь одной из известных форм поведения, основанного на разуме, и, более того, меняет свое содержание при переходе от одной исторической эпохи к другой. Поэтому говорят, во-первых, о типах рациональности (мифологическая, религиозная, научная и т.д.); а, во-вторых,- о типах научной рациональности (античная, средневековая, классическая, неклассическая, постнеклассическая).