Познание. Сознание как предмет философии, страница 13

Со скептицизмом тесно связан релятивизм (в теории познания) - методологический принцип, согласно которому любое знание на самом деле является лишь относительным, условным, субъективным мнением.

С каждым десятилетием всё большее влияние на гносеологию (то есть на общую теорию познания), на ее категориальный аппарат, стиль мышления, структуру важнейших теоретических направлений оказывает философия науки.
4.4. Философия науки

Как вы помните, философия - особая форма духовной культуры, направленная на осмысление мира в целом, на исследование предельных оснований бытия и познания, в том числе, познания научного. Существенной чертой философского мышления является рефлексия, то есть критическое рассмотрение самого знания о чем-либо, познание самого процесса познания. Между тем наука без такой критической рефлексии над собственными основаниями вообще невозможна. Философские размышления, в свою очередь, питаются выводами конкретно-научных исследований. Следовательно, наука и философия неразрывно связаны (факт их единства подтверждается и логически, и исторически).

Существует множество трактовок философии науки:

- течение (то есть совокупность родственных школ) или даже целое направление философии (причем, достаточно разноднородное), интересующееся научно-познавательной деятельностью (оно возникло в середине XIX века и достигло пика популярности к середине XX века; содержание концепций, разрабатываемых в рамках данного направления, исчерпывается проблемами науки);

- область исследований, раздел философских знаний, который можно выделить наряду с философией религии, этикой, политической философией и другими разделами в трудах представителей любого современного течения (он оформился лишь к середине ХХ века);

- любые философские идеи, концепции, непосредственно касающиеся науки, ее сущности, оснований, роли в жизни человека (философией науки в этом предельно широком смысле слова занимались уже Платон и Аристотель);

- тип философии (которая основывается на выводах науки, а не на догматах религии, не на образах художественной литературы);

- анализ понятий, либо методов науки (разные авторы трактуют “анализ” по-разному: от логически строгого уточнения содержания понятий - вплоть до не скованной никакими жесткими правилами языковой игры и до простого описания познавательных ситуаций);

- выявление предпосылок научной деятельности, в частности, социологические исследования;

- то же самое, что науковедение, то есть область теоретических и прикладных исследований, предметом которых являются закономерности функционирования и развития науки, ее взаимодействие с другими социальными институтами, а задачей - повышение эффективности научной деятельности (разработка принципов государственного регулирования работы научных учреждений, упорядочение потоков информации и т.д.);

- то же самое, что метанаука (метанаучная методология, метатеория), в рамках которой устанавливается, чем научное познание отличается от ненаучного, каковы нормы научного объяснения, описания и т.д.;

- методология науки плюс история науки;

- особая междисциплинарная область знания, включающая и логико-методологические теории, и историю науки, и социологию науки, и когнитивную психологию, и философию техники и, разумеется, традиционно философскую проблематику (проблемы онтологии, гносеологии, этики, антропологии, герменевтики, аксиологии, социальной философии).

Хотя теоретическая мысль пока еще далека от того, чтобы прийти к единому, общепринятому мнению, в последние годы и в научной, и в учебной литературе получает распространение трактовка философии науки как междисциплинарной области знания. Тем не менее, начинать изучение темы целесообразно со знакомства с историей одноименного философского направления, поскольку именно под влиянием последнего интерес к научно-эпистемологической, к историко-научной и методологической проблематике возрастал и у представителей иных направлений (неокантианство, философия жизни, феноменология, неотомизм, марксизм, экзистенциализм, структурализм).