Познание. Сознание как предмет философии, страница 7

Решимость совершить то или иное действие называется волей. Воля - совершенно специфическая способность к выбору цели и к ее осуществлению, к преодолению препятствий. С одной стороны, воля не сводится к мышлению; с другой, - не тождественна самому поступку, самой деятельности. Воля проявляется либо в форме побуждения к действию, либо в форме сдерживания действий и неразрывно связана с системой потребностей, мотивов, интересов, желаний субъекта.

Помимо сознания, психика включает обширную область бессознательного, то есть совокупность психических процессов, не представленных в сознании. В структуре бессознательного можно зафиксировать подсознание (например, автоматизмы), установки, запороговые ощущения и восприятия, вытесненные влечения, архетипы, инстинкты, безотчетные эмоциональные переживания и волевые импульсы... Очевидно, к бессознательному следует относить и некоторые виды интуиции.

Под интуицией обычно понимается способность к непосредственному (внезапному, безотчетному) усмотрению истины. Из числа разнообразных ее форм философов, как правило, интересует интеллектуальная интуиция, которая, в свою очередь, может быть эвристической (открытие нового) или стандартизирующей (подведение новых данных под уже имеющиеся представления), концептуальной (отвлеченно-понятийной) или образной. В логшико-методологических, математических и философских науках интуитивное знание часто противопоставляется дискурсивному. Интуитивным, или непосредственным называют прямо усматриваемое, необосновываемое знание “Это - красное”, “Я хочу”. Дискурсивным, или опосредствованным знанием называют знание, выведенное путем рассуждения.

Установка - сформировавшаяся на основе предыдущего опыта готовность, предрасположенность воспринимать, мыслить и действовать определенным образом. Выявление и преодоление неосознанных установок - одна из приоритетных задач философской рефлексии, поскольку установки играют исключительно важную роль в регуляции социального поведения и в формировании ценностных ориентаций человека.

Архетипы - врожденные психические структуры, схемы образов, лежащие в основе любых символов, мифов, всей способности к воображению; а гештальты - наглядные пространственные образы (формы) предметов, характеризующиеся простотой, завершенностью, выразительностью и осмысленностью.

Сознание и бессознательное находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, взаимоперехода, противоречивого единства.
4.3. Важнейшие направления теории познания. Концепции истины

Напомним, что онтология - философское учение о бытии, а гносеология - о познании. Гносеология ставит и решает проблемы познания во взаимодействии с целым комплексом других научных дисциплин. К числу последних относятся: логика - наука о мышлении; психология - наука о психической деятельности; герменевтика - теория (а также искусство) толкования текстов, которая рассматривается и как особое философское течение, и как направление философских исследований, касающееся проблем понимания и толкования; эпистемология - учение о доказательном, научном познании (иногда она отождествляется с гносеологией, иногда - нет: если гносеология интересуется общими закономерностями познания, то эпистемология - особенностями познания научного); методология - наука о приемах и методах познания и практической деятельности (словом “методология” называется также и совокупность самих методов); социология науки - отрасль социологии, исследующая науку как социальный институт, функции науки в обществе, формы поведения ученых, а также зависимость формы и содержания научного знания от социальных условий; когнитивная психология - направление междисциплинарно-психологических исследований, экспериментально изучающее разнообразные аспекты мыслительной деятельности и отличающееся рядом специфических методологических установок.

Теория познания (гносеология) призвана ответить на следующие вопросы. Познаваем ли мир и, если да, то в какой степени? Что такое знание? Что такое истина? Каковы условия, механизмы, критерии достоверного познания? Каковы формы, виды и границы человеческого познания?