Познание. Сознание как предмет философии, страница 15

Обозначим важнейшие тенденции в эволюции философии науки (как направления) и поясним некоторые ключевые понятия темы.

К началу XIX века доверие к метафизике как умозрительному учению о сверхопытных началах бытия и познания было утрачено. Огюст Конт противопоставил метафизике “положительную”, “позитивную” науку. Согласно его учению, человечество (и каждый отдельный человек) в своем умственном развитии проходит три стадии:

- теологическую (явления природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых антропоморфно);

- метафизическую (объясняя явления природы, человек ссылается на выдуманные им субстанции, монады, материю, дух и прочие “сущности”, якобы скрывающиеся за наблюдаемыми явлениями, и, таким образом, создает видимость ответа на вопрос о первоначале всего существующего);

- позитивную (разум отказывается от бесплодных попыток решить метафизические вопросы и встает на путь бесконечного накопления знания силами конкретных наук).

Подлинная, “позитивная” наука имеет, по мысли Конта, эмпирический характер. Она должна отвечать на вопрос “как?”, а не на вопрос “почему?”, должна описывать явления, наблюдаемые в опыте, фиксировать законы (то есть повторяющиеся связи между явлениями) и на этой основе осуществлять свою главную функцию - предвидение. Принципы “позитивной” науки Конт распространил и на исследование общества (он - основоположник социологии). “Позитивная философия” призвана обобщать научные знания, то есть систематизировать положения, сформулированные в различных науках, классифицировать сами науки, изучать логику и методологию научного познания. И не более того! Очевидно, позитивизм преувеличивает возможности конкретных наук (прежде всего, описательного естествознания) и недооценивает философию: “Наука - сама себе философия”. Если классические позитивисты считали “метафизические” вопросы неразрешимыми, то неопозитивисты - вообще лишенными смысла. У философии только одна функция: логический анализ языка науки, очищение науки от бессмысленных предложений (бессмысленными объявляются предложения, не подлежащие эмпирической проверке). Принцип верифицируемости (верификационизм) - сформулированный логическими позитивистами методологический принцип, согласно которому научно осмысленные утверждения могут быть сведены к совокупности так называемых протокольных предложений, то есть эмпирических утверждений, полностью свободных от теоретической интерпретации. Впоследствии была показана несостоятельность принципа. Вообще же под верификацией понимается процедура установления истинности теории путем эмпирической проверки. Принцип фальсифицируемости (фальсификационизм) - сформулированный К. Поппером методологический принцип, согласно которому теория является научной лишь в том случае, если можно указать факты, способные ее опровергнуть; фантазии, мифы, религия уживаются с любыми фактами. Вообще же под фальсификацией понимается выполняемая по определенным правилам процедура установления ложности теории.

Хотя с самого начала позитивизм подвергался нападкам со стороны экзистенциалистов, марксистов, иррационалистов, в целом влияние его было громадным. Последователи Конта, среди которых было немало видных ученых, оперативно откликались на мировоззренческие и методологические запросы естествознания (например, концепция Маха), несли в массы веру в безграничные возможности науки, а кроме того, выступали за прогрессивные социальные преобразования, но против революционных потрясений (в этом проявился еще один аспект “позитивности” учения). Однако во второй половине ХХ века авторитет “чисто научной философии” упал не только в глазах образованной публики, но и в среде самих философов науки (то есть среди физиков, прежде ратовавших за очищение науки от “метафизики”). Слово “позитивизм” окончательно приобрело негативную окраску.

Сравним программы, господствовавшие в философии науки на основных этапах ее эволюции в ХХ веке.

неопозитивистская программа, философия науки 1920-1940 гг.