Философия: предмет, значение, метод

Страницы работы

Содержание работы

                                             Лекция 1.

Раздел 1. Философия: предмет, значение, метод

1.1. Круг философских проблем, их истоки и особенности

"Философия" буквально означает "любовь к мудрости" (от греч. "филео" — "люблю" и "софиа" — "мудрость"). Первым, кто назвал себя философом, был, по преданию, Пифагор (VI в. до н.э.). В те времена в раскинувшемся по всему Средиземноморью греческом мире "мудрецами" именовали выдающихся политиков, моралистов, ораторов. Их "мудрость" носила сугубо практический характер. Пифагор же, напротив, заговорил о любви к отвлеченному знанию, к знанию самому по себе. "Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины".

По некоторым свидетельствам, называя себя не мудрецом, а "любомудром", Пифагор хотел подчеркнуть, что обрести мудрость человек не в силах, но способен лишь вечно стремиться к ней. Возможно, свое имя философы получили в связи с тем, что занимались толкованием древних мифов, пытались критически осмыслить "мудрость", передаваемую от поколения к поколению в форме повествований о богах и героях. Есть и другие предположения, касающиеся происхождения слова "философия''. Но. как бы там ни было, богатейший смысл этого слова был раскрыт Платоном (427-347 до н.э.), благодаря которому оно и закрепилось в европейской культуре навсегда.

Философию трактуют по-разному: как одну из наук и как совершенно особую область культуры; как теоретическое знание и как нечто противоположное ему; как склад ума, как образ жизни... Но всегда это — попытка понять и пережить все существующее, весь мир как единое целое. Трагичность подобного замысла и, вместе с тем, присутствующая в нем надежда найти путь ко всеобщей гармонии осознавались уже древними греками. Им, как и нам, были знакомы противоречия между гражданским долгом и личной привязанностью, между богатством и нищетой, между неведомой многим народам свободой и неумолимой судьбой. С каждым мгновением приближаешься к смерти. А как жить и трудиться, заранее зная, что и сам ты, и твои творения обречены? Как оставаться нравственным, если само понятие справедливости относительно? Как сохранить человеческий облик, когда повседневный опыт ставит под сомнение высшие человеческие ценности: разумность, трудолюбие, законопослушание?

Вот какие вопросы толкали древних на поиски мудрости, то есть знания чего-то главного, вечного, единого в многообразном. Знания, позволяющего мыслить и поступать всегда правильно, не противореча ни самому себе, ни устройству Общества и Космоса.

Что же представляет собой такое знание: священный миф? собрание житейских поучений? бесконечный перечень фактов? Когда философия выходила на сцену, эти "подходы" были уже основательно скомпрометированы. Философам пришлось трудиться над новой формой знания — над доказательными учениями. И исторически, и логически философские размышления о мире начинаются с вопроса о характере его целостности, о том, что же является основанием единства бесконечно многообразных явлений, попадающих в поле зрения наблюдателя. В качестве "первоначала", лежащего в основе мироздания, называли, например, Воду, Слово, Ум, Число, Любовь...

Увы, за прошедшие тысячелетия раскол между обществом и природой, между людьми, наконец, внутри каждого человека не уменьшился. Научно-технический прогресс оказался сопряженным с экологическим кризисом, международная интеграция — с мировыми войнами, а неслыханные успехи во всех областях творчества — с узкой специализацией, уродующей личность (и даже решение многих проблем в будущем — с Моим неизбежным уходом сегодня). Философия — это, по выражению известного современного мыслителя Ж. Дерриды, оплакивание утраченной гармонии. И. добавим, способ ее восстановить. Совместно размышляя о сущности бытия, о направленности исторического процесса, о смысле жизни, мы преодолеваем разорванность эпох, разобщенность и отчужденность, находим пути практического воздействия на условия нашего существования, пытаемся подавить опасные тенденции и поддержать благоприятные, хотя, кто знает, сколько нам осталось.

Похожие материалы

Информация о работе