Философия: предмет, значение, метод, страница 9

Общество тратит немалые средства на науку. Зачем? — Чтобы, например, укрепить обороноспособность страны. Возможно, сам ученый при этом трудится ради денег или славы, и нет ему дела до страны. Бывает, научные занятия, искусство, философия становятся способом бегства от действительности, от общества, но работают на благо этого общества.

Изучение истории философии позволяет установить ряд важных тенденций: например, неуклонное углубление рефлексии, стремление к превращению философии в науку, сочетание плюрализации (увеличения разнообразия) учений с их интергацией между собой. Одни тенденции обнаруживаются на всем протяжении существования философии, другие характерны для определенных периодов. Однако прямолинейного прогресса, подобного тому, который имеет место в естественных науках, в философии не происходит, и в этом отношении она напоминает искусство. Учения всех времен, не поглощая и не отменяя друг друга, соседствуют и продолжают обогащаться смыслом, включаясь в новые контексты. Хотя нетрудно проследить преемственность этапов, внутреннюю логику историко-философского процесса, последний не может быть понят вне широкого исторического контекста, без учета влияния науки, религии, политики...

Как в древности, так и в современную эпоху философия противостоит мифу.

С мифами люди не расставались никогда. Причем, уже в древности не только внимали мифам о происхождении мира и общества, но задумывались над происхождением и... самих мифов. Сначала даже и эти размышления тоже были мифами, но затем за дело взялись философы. Одни увидели в мифе иносказание, басню с моралью. Другие — фантастическое изображение событий и деятелей прошлого. Третьи — сознательный обман. Четвертые — невежество или, в лучшем случае, примитивное объяснение явлений природы. Однако с XVIII — XIX вв. в трудах Дж. Вико, И. Гердера, Ф. Шеллинга крепнет тенденция к высокой оценке мифа как истока культуры.

Углубление рефлексии в общественном сознании XX века, поворот к человеку и сопротивление абсолютистским притязаниям точных наук выразились в поиске единого начала многообразных проявлений духа, в обращении к истокам культуры, в стремлении обогатить средства и нормы самого научного мышления. Вот почему мифология оказалась точкой пересечения интересов всех гуманитарных наук. Будучи явлением многоплановым, мифология не поддается однозначному оп­ределению. Одни трактуют ее очень узко, ограничивая древними сказаниями о богах и героях, другие — слишком широко, относя к ней чуть ли не любое духовное явление: музыку и поэзию, идеологию и науку...

Мифология — это древнейшая форма общественного сознания, объединявшая в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, эстетического чувства, морали, исторического самосознания и отличавшаяся, таким образом, функциональным универсализмом. Миф (элементарная единица мифологии, обычно имеющая форму повествования) не только объяснял те или иные явления, но и удовлетворял эстетические потребности, предписывал определенные правила поведения, выступал в качестве смыслового содержания обычаев и религиозных обрядов. В основе древней мифологии лежал перенос человеком черт непосредственно данной ему реальности (тела, языка, психических переживаний, а также кровнородственных, иерархических и других отношений в родовой общине) на окружающий мир.

В первобытном обществе мифология была господствующей формой духовной жизни. Но особенности мифологического мышления присущи, в той или иной степени, и современному сознанию. Они проявляются в образах сновидений и в состоянии бреда, при создании произведений искусства и в характере воздействия политической идеологии на большие группы населения, в действии механизмов идентификации личности с нацией или с героем романа. Таким образом, понятие "мифология'' охватывает чрезвычайно широкий круг разнородных социальных, культурных, психических явлений и ускользает от ясного и точного определения.

Миф терпим к логическому противоречию, отличается слабостью критической рефлексии, а также нормативным, предписывающим характером.