Философия: предмет, значение, метод, страница 3

3) В чем сущность сознания, и каково его отношение к миру, к бытию, к действительности? Способно ли сознание понять, каков мир на самом деле? Случайно ли возникло сознание во вселенной или закономерно?

4) Какова природа пространства и времени?

5) Существует ли Бог? Каково его отношение к миру и к человеку? Может ли существование Бога быть предметом рационального доказательства?

6) Что такое истина? Что такое знание? Что значит “знать”? Каковы формы и границы человеческого познания? Какова роль органов чувств и каков вклад абстрактного мышления, разума в процесс познания? Чем научное познание отличается от обыденного?

7) Что такое ценность (речь идет не о том, что считает ценным тот или иной человек, не о той или иной вещи, а о ценности вообще)?

8) В чем сущность морального закона? Что такое справедливость, свобода, добро и зло? Как справедливость соотносится с законностью? Всегда ли цель оправдывает средство? Почему дурно убивать других людей? Позволительно ли самоубийство? Чем определяется различный моральный статус человека и животных?

9) В чем сущность искусства, художественного творчества? Что такое прекрасное?

10) Существуют ли законы развития человеческого общества (подобно тому, как существуют законы природы) и, если да, то в чем они состоят? Каковы критерии социального прогресса? Имеет ли история определенное направление?

11) Обречено ли человечество на самоуничтожение или способно выжить?

У философских вопросов есть особенность. Они “вечны”, то есть, в отличие от конкретно-научных вопросов, не могут быть разрешены однажды и навсегда, но могут лишь получать то или иное решение в зависимости от конкретно-выбранного аспекта, от уровня накопленных знаний, от культурных установок эпохи.

Внутри философии оформилось много особых областей:

логика (наука о правильном мышлении)

онтология (учение о бытии),

гносеология (о познании),

эпистемология (о научном познании),

аксиология (о ценности),

праксеология (о практике),

этика (о нравственности),

эстетика (о прекрасном),

социология (об обществе),

антропология (о человеке),

история философии,

философия истории, философия религии, философия техники, философия искусства, философия языка, философия права, философия науки...

С другой стороны, за долгую историю философии сложились десятки философских направлений, сотни течений и школ (см. Приложение, комплекс историко-философских схем). Единство философского знания складывается скорее на основе общности проблем, чем на основе сходства в подходах к их решению. Отсюда, принципиальный плюрализм философского знания - единство в многообразии. Сосуществуют и плодотворно взаимодействуют разнообразные равноправные принципы, методы, теории, ценности, традиции.
2.2. Основной вопрос философии

Дискуссии о том, есть ли у философии основной вопрос, и, если да, то в чем его смысл и значение, продолжаются. Как бы там ни было, "концепция основного вопроса" полезна в учебно-методическом плане, поскольку дает возможность ввести ряд основополагающих философских категорий и позволяет осуществить первичную классификацию философских учений, построить некоторую, пусть даже достаточно условную, систему координат, помогающую ориентироваться в безбрежном море учений и проблем.

Основной вопрос философии (ОВФ) трактуется как вопрос об отношении со знания к материи (мышления к бытию, духа к природе, идеального к материальному, человека к миру и т.п.), а также о том, что считать материальным, а что — идеальным, о сущности того и другого.

Основным вопрос был назван Фридрихом Энгельсом, выявившим его роль в поляризации философии на два самых главных (по мнению Энгельса) направления — материализм и идеализм. Фраза Энгельса о ''двух лагерях в философии" муссировалась в эпоху идеологической конфронтации СССР и Запада. Значение ОВФ непомерно преувеличивалось. Противопоставление ''материализма", ставшею частью официальной идеологии, "идеализму ', именем которого в СССР заклеймили почти всю современную философию, маскировало изоляцию советской философии, находившейся под контролем со стороны государства, от мировой, резко критико­вавшей тоталитаризм. Необходимо отличать теоретическое содержание ОВФ от политических спекуляций.