Философия: предмет, значение, метод, страница 5

Не следует сводить содержание ОВФ к формальному тезису о первичности материального или духовного. На самом деле, раскрыть смысл ОВФ — значит, ответить на сотни конкретных вопросов. Случайно или закономерно возникновение разума во Вселенной? Как именно появились мыслящие существа на Земле? До какой степени дух способен подчинить себе силы природы? Как функционирует мозг? В чем состоит сущность искусства? Конечно, подобная расширительная трактовка ОВФ, ведущая к отождествлению ОВФ с предметом философии, имеет свои недостатки, однако представляется вполне оправданной в учебно-методическом плане, поскольку позволяет последовательно выстроить всю систему философских знаний.

Говоря о первичности одной из сторон отношения, зафиксированного в ОВФ, имеют в виду ее субстанциальность в онтологическом аспекте. Субстанциальным считают то, что несотворимо и неуничтожимо; не имеет причины вне себя самого и существует самостоятельно, выступает единой основой многообразия явлений; порождает несубстанциальное (сотворен ли мир духом или, наоборот, духовное — ре­зультат развития материального?) и обусловливает его функционально (является ли сознание функцией материального субстрата или, наоборот, материальный мир есть овеществление, истечение, а то и вовсе иллюзия духа?).

Рассмотрение всего многообразия мира в свете одного субстанциального начала (материального или духовного) называется монизмом; признание двух равноправных начал—дуализмом (к дуалистам обычно относят Декарта и Канта), множества — плюрализмом. Существует много типов, форм как идеализма, так и материализма. Формы идеализма проще всего классифицировать, относя их либо к объективному идеализму, представители которого рассматривают духовное первоначало как существующее до, вне и независимо от сознания отдельного человека (бог, мировой дух, мир идей), либо к субъективному идеализму, представители которого склонных отрицанию реальности вне сознания отдельного человека. Но не следует отождествлять субъективный идеализм с солипсизмом, утверждающим, будто, кроме моего Я, и впрямь ничего нет. Субъективный идеализм носит преимущественно методологическую направленность и означает отказ от анализа того, что находится "по ту сторону" сознания. По мнению субъективных идеалистов, внешний мир, разумеется, существует, но не может стать предметом научного познания. Подумайте, к каким следствиям приводит такая позиция.

Часто на первый план выходят не бытийственные, а познавательные, методологические аспекты ОВФ. Являются ли идеальные образы сознания отражением независимых от них материальных объектов или, наоборот, картина мира — это всего лишь проекция нашей же собственной познавательной способности, изначально имеющихся у нас моделей построения образов? Как следует объяснять историю человечества: исходя из духовных изменений в обществе или, наоборот, выявляя закономерности, не зависящие от воли и сознания людей? Со­держание ОВФ значительно усложняется, когда речь заходит о практически-преобразовательной деятельности — чем и до какой степени обусловлены потребности и возможности человека?

Материализм и идеализм, субъективный идеализм и объективный, философский скептицизм и его противоположность, монизм и плюрализм следует рассматривать не только как противостоящие друг другу направления, но и как тенденции, в той или иной пропорции присутствующие в творчестве философа.

Идеализм и материализм имеют гносеологические корни, иными словами, связаны с особенностями самой познавательной деятельности. Так, гносеологическими корнями идеализма являются, прежде всего, склонность к антропоморфизации явлений природы и способность к абстрактному мышлению, то есть способность мыслить свойства вещей и человеческие переживания в отрыве от их носителей (мир идей у Платона, мировой ум у неоплатоников, мировая воля у Шопенгауэра, абсолютная идея у Гегеля, «мыслящая субстанция» у Декарта).

Объективный идеализм, как правило, становится выбором мыслителей, испыты­вающих влияние религии и вообще озабоченных сохранением прежних устоев в обществе. Философы, связанные с наукой и практически-преобразовательной деятельностью, так или иначе оказываются на материалистических позициях. Материализм и идеализм имеют глубокие социальные корни, и для того чтобы раскрыть смысл ОВФ, необходимо учитывать характер общественной практики, в которую вовлечен философ, исследовать роль философии в жизни человека и общества.