Философия: предмет, значение, метод, страница 6

Часто идеализмом называют теории, не основанные на знании реального положения вещей, социальные утопии, оторванное от жизни морализаторство. Слово ''материализм» также употребляется в разных смыслах, в том числе с оттенком неодобрения. Поэтому вместо ''материалистическая философия" многие предпочитают говорить ''научно-рационалистическая философия". Рано или поздно любые термины изменяют свое значение и даже вообще выходят из употребления.
1.3. Элеаты, философского мышления. Диалектика и «метафизика»

Одна из фундаментальных предпосылок философского познания заключается в признании автономии личности. Каждый способен, обязан, вынужден сам судить о том, что есть истина и заблуждение, добро и зло, должное и недолжное; никто не в праве думать за другого: ни родители, ни товарищи, ни церковь, ни государство. Но на основании чего и по каким правилам судить? На основании не только личного опыта, но и опыта других людей, на основании общественно-исторического опыта, к области которого принадлежат и язык, и религия, и наука... Неизбежно приходится делать выбор в пользу одного из нескольких возможных решений. Мерилом приемлемости того или иного выбора служит объективность знаний, их соответствие предмету познания. Но рассуждать необходимо правильно, соблюдая нормы логики и придерживаясь диалектического метода мышления.

Диалектика - это существенный признак философии, выражение единства всех особенностей философского мышления. Рассмотрение явления в развитии и во взаимосвязи с другими явлениями, стремление понять отношение явления к миру в целом и весь мир в его целостности, выявление глубинных противоречий и их преодоление, доказательность рассуждений, критическая рефлексия, движение ко всё более полному и объективному знанию, - всё это черты диалектического метода.

Среди типичных приемов философского рассуждения можно указать следующие:

- выявление невысказанных (значит, недоказанных, необоснованных) оснований рассуждений, выявление стихийно используемых приемов аргументации;

- вскрытие глубинных, внутренних противоречий явления или теории, обнаружение парадоксов;

- установление всесторонних межпредметных связей;

- сопоставление различных подходов к пониманию явления, анализ исторического развития этих подходов.

Под метафизикой обычно понимают противоположность диалектики, то есть умозрительное, оторванное от жизни философское учение, рассматривающее явления вне развития, вне взаимосвязи. Первоначально “Метафизикой” комментаторы назвали раздел в корпусе сочинений Аристотеля, посвященный собственно философскому учению о мире. Поэтому и по сию пору слово “метафизика” нередко используется в качестве синонима слова “философия”, означает учение о бытии (то же самое, что философская онтология). Но, поскольку  еще у Аристотеля речь в данном случае шла о науке о сверхопытных принципах бытия и познания, то по мере развития конкретно-научного знания (опирающегося на опыт) такая с позволения сказать “наука” неуклонно теряла авторитет, и в эпоху Просвещения слово “метафизика” приобрело тот негативный оттенок, который сохраняет и сегодня.

Культура философа, пытающегося осмыслить само мышление, проявляется не только в знании достижений науки и культуры, в приобщенности к философской традиции, в отсутствии логических ошибок в рассуждении, но и в разносторонней рефлексии над собственными мыслительными процессами. Сознание формируется и функционирует лишь в общении людей друг с другом. Поэтому часто предпочитают изучать сознание по его внешним проявлениям, по функциям, выполняемым в жизни человека. Однако не теряет значения и интроспекция, самонаблюдение, умозрение.

Понимая под мышлением все, что "совершается в нас осознанно", Декарт отождествлял мышление, сознание и психику: одно и то же — видеть камень (ведь все восприятия, по мнению ученых XVII в., осознаны!), мыслить камень и сознавать, что мыслишь камень. Мышление — это то, что открыто мне благодаря интроспекции ("внутреннему зрению"), дано мне как непосредственное переживание, скрытое от других людей. Резко противопоставив внутреннюю реальность внешней, Декарт не смог удовлетворительно объяснить, каким образом, всегда оставаясь "внутри себя", я могу получить достоверное знание о вещах, нахо­дящихся вне меня. Философы предложили много решений этой трудной проблемы: от трактовки сознания как отражения внешнего мира до признания внешнего мира вообще непознаваемым. Выяснилось также, что далеко не вся психика "просвечивается" в сознании (например, бывают неосознанные восприятия), а само оно имеет многоплановую структуру и не сводится к мышлению.