Философия: предмет, значение, метод, страница 2

Философия всегда рассматривалась как мощное средство внутреннего, духовного раскрепощения. Самостоятельно рассуждая на любые мировоззренческие темы, критически оценивая любые установления и постигая относительность всего и вся, человек становится более свободным. Вместе с тем, было бы серьезной ошибкой ограничивать роль философии самосовершенствованием. Начиная с глубокой древности, философы принимали активное участие в общественной жизни, стре­мились воздействовать не только на душу, но и на нравы, законы, политику, религию, на материальные условия существования общества. Правда, не с помощью лопаты, а с помощью слова, беседы, книги. Слово и есть дело философа.

* * *

Принимая во внимание различные подходы, можно предложить следующее, достаточно гибкое определение.

Философия — это особая форма духовной деятельности, форма общественного сознания, направленная на осмысление мира в целом, на исследование предельных оснований бытия и познания; отличающаяся первостепенным значением глубокой рефлексии, преобладанием научно-рационалистических методов познания и выработкой учений (принципов) всеобъемлющего, мировоззренческого характера; сложившаяся в I тысячелетии до н.э.; выполняющая в обществе интегративную, критическую, эвристическую и ряд других функций.

Рефлексия (от лат. “рефлексио” - “обращаю назад”, “отражаю”) - это критическое рассмотрение самого знания о чем-либо, познание самого процесса познания. Простейший акт рефлексии человек совершает, когда, думая о дереве, ловит себя на мысли о том, что думает о дереве. Рефлексией называется не только самосознание, то есть осознание человеком собственных мыслей и поступков, но и вообще эмоционально напряженное размышление, полное сомнений, предположений, открытий, отражение тех или иных исторических событий или природных явлений в сознании. Под философской рефлексией понимается не столько индивидуальное самосознание, сколько размышления целых философских сообществ над принципами познания, над сущностью человека…

О каких бы наших убеждениях или утверждениях ни шла речь, мы всегда опираемся на множество открыто не высказанных предположений. Так, мы молча признаём приоритет обоснованных выводов над простой верой. Исходим из убеждения, что мир доступен познанию. Из того, что утверждения бывают истинными и ложными. Считаем само собой разумеющимся то, что истина является ценностью... Любая наука опирается на представления, которые в рамках данной науки не обосновываются. Например, физик говорит о “мире”, “истине”, “доказательстве”, “причинности” как о чем-то ясном и само собой понятном. Однако ясность эта кажущаяся. Любому явлению мы приписываем тот или иной род бытия, существования, пусть даже существования в воображении. Но что можно сказать о бытии как таковом, кроме “быть - значит быть”? Что можно сказать об истине, кроме “истина - это то, что есть на самом деле”, “истина - это истина”? В результате наиболее глубокие категории, лежащие в основании картины мира, оказываются наименее содержательными, наименее понятными.

Философия как раз и призвана выявлять и осмысливать подобные предельные мировоззренческие и методологические основания познания. Философия служит ядром научного мировоззрения. Мировоззрение - совокупность воззрений (знаний, целей, мотивов, установок и т.д.) на мир, на место человека в нем. Методология - совокупность методов (способов) познания и практической деятельности.

Вопросы, возникающие на самом глубоком уровне рефлексии, называют философскими. Иммануил Кант называл четыре таких вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Палитра философских проблем исключительно богата. Вот лишь некоторые из них (хотя и главные):

1) В чем заключается смысл человеческой жизни? Каково место человека в мире и в обществе? Что такое счастье?

2) Что такое бытие, подлинное бытие, реальность? Это вещь? Или дух? Это нечто единое и однородное или, наоборот, нечто многообразное? Подчиняется ли вся действительность единым законам? Конечна или бесконечна вселенная и хаотична она или упорядочена? Что значит “быть”?