Философия Средних Веков

Страницы работы

Содержание работы

                       Лекция 3. Философия Средних Веков

Средневековую философию часто называют теоцентрической (от греч. "теос" — "бог"), поскольку она развивается в русле религиозного, точнее, теистического мировоззрения, и поскольку в центре ее внимания находятся разнообразные методологические, логические, этические проблемы, возникающие при попытке рационально осмыслить содержание и основания теистического вероучения. Что же значит "теистический"9

Теизм — это религиозная концепция, суть которой заключается в следующем. Единый, всемогущий, всеведущий Бог (с большой буквы), являющийся личностью и пребывающий вне мира, вне пространства и времени, сотворил мир из ничего в акте свободной воли и полностью распоряжается им. Теистическими считаются три религии: иудаизм и сформировавшиеся на его основе христианство и ислам.

Иудаизм — первая теистическая религия — сложился в I тысячелетии до н.э. у древних евреев. Обычаи и воззрения евреев, составлявших значительную часть населения Средиземноморья, вызывали недоумение у греков и римлян. Для народов, воспитанных в духе политеизма (многобожия) и обожествления явлений природы. были неприемлемы ни монотеизм (однобожие). ни, тем более, противопоставление природы потустороннему Творцу. Рационально мыслящим эллинам казались нелепыми и принцип креационизма (творения мира из ничего), и принцип теистического персонализма (признания Бога внеприродной личностью). Как можно создать нечто не из материи, не из пустоты, не даже из чего-то нематериального, а вообще из ничего?! Как нечго. не занимая никакого места и не обладая телом, может быть не просто духом, судьбой, законом, но личностью наподобие человеческой?!

Во II-I вв. до н.э. в Александрии Египетской, в среде евреев, усвоивших достижения эллинистической философии, но не порвавших с верой предков, оформилось особое направление религиозно-философской мысли — иудейская апологетика (от греч. "апологиа" — 'защита"). Апологеты, крупнейшим из которых стал Филон Александрийский, пытались примирить иудаизм с "языческой мудростью", продемонстрировать близость идей греческих философов идеям Библии (священной книги древних евреев), отождествить библейские образы с философскими понятиями. Опыт иудейской апологетики широко использовался впоследствии апологетами христианства, перед которыми стояли сходные задачи.

В -V вв. н.э. христианство распространилось по просторам Римской империи. Нравственные идеалы христианства достаточно легко воспринимались массами. Однако складывавшиеся в это же время догматы нового вероучения — догмат о триединстве Бога, догмат о боговоплощении и др. — часто вступали в противоречие со здравым смыслом, нуждались в разъяснении. Так зародилась теология — бого­слова е, систематизированное изложение и обоснование вероучения, оправдание религии перед лицом разума. Теологи использовали концептуальный аппарат, разработанный в трудах Платона, Аристотеля, представителей эллинистической философии. В свою очередь, философская мысль все в большей степени ориентировалась на теологическую проблематику. Ведь в эпоху, наступившую вслед за закатом античнойкультуры, служители церкви остались единственными носите­лями философского знания. В системе мировоззрения верующего христианина философия заняла подчиненное положение по отношению к теологии. С точки зрения теоцентристски мыслящего философа, высшие истины уже открыты людям самим Богом в Священном Писании (то есть в Библии) и должны приниматься на веру. Философ может лили разъяснять, обосновывать те или иные положения Писания и догматы вероучения, утвержденные на вселенских Соборах высшего духовенства при божественном участии. Выводы же известны заранее (мир создан Богом, Бог един в трех лицах и т.д.).

Выделяют три ветви средневековой философии: христианскую, мусульманскую (арабскую) и еврейскую. Все три ветви, хотя и развивались в контексте трех разных религий, тем не менее опирались на античное наследие, признавали авторитет Платона и Аристотеля и достаточно тесно взаимодействовали между собой. И христианские, и арабские, и еврейские философы занимались вопросами методологии толкования Писания (будь то Библия или Коран). Следует ли понимать Писание буквально или иносказательно? Как относиться к противоречиям в содержании Писания? И те. и другие рассуждали о соотношении веры и знания, о бессмертии души, о понятии бога... В христианской теологии обсуждались следующие проблемы.

Похожие материалы

Информация о работе