Философия Средних Веков, страница 4

2. Все имеет причину. Чтобы избежать бесконечного ряда причин, необходимо допустить существование первопричины.

3. Поскольку о любом событии можно сказать, что оно могло бы произойти, но при определенных обстоятельствах могло бы и не произойти, то следует признать существование конечного источника всякой необходимости. В противном случае, если бы все было чисто случайным, то есть могло бы существовать, а могло бы и не существовать, должен был бы иметь место момент, когда действительно ничего не существовало бы и, значит, не могло бы и появиться.

4. Поскольку во Вселенной обнаруживаются различные степени совершенства, и всегда можно помыслить нечто еще более и более совершенное, то должно существовать и нечто абсолютно совершенное.

5.  Все во Вселенной, в том числе и безжизненные вещи, служит какой-нибудь цели, что свидетельствует о присутствии Бога. Этот "путь" часто называют телеологическим доказательством: как часы, найденные на берегу моря, указывают на изготовившего их мастера, так и целесообразно устроенный Космос указывает на Творца.

Таким образом, сам конечный Космос указывает на первопричину, на перводвигатель, на Создателя.

Как Вы помните, ни Платону, ни Аристотелю не удалось удовлетворительно решить проблему единичного и общего, не удалось объяснить, каким же образом общее присутствует в единичном. В III в. неоплатоник Порфирий, комментировавший сочинения Платона и Аристотеля, сформулировал данную проблему так: "Суще­ствуют ли роды и виды (читай: общее) субстанциально (то есть самостоятельно, реально) или же только мысленно; и если субстанциально, то телесно или бестелесно; и если бестелесно, то в отрыве от тел (подобно "идеям" Платона, уму, Богу) или неотрывно (подобно линии, углу, точке)?" Вот эти-то вопросы, воспринятые западноевропейской схоластикой благодаря римскому философу Боэцию (V-VI вв.), и послужили отправной точкой в споре об универсалиях (от лат. "универсалиа" — "общие"), то есть об общем,

В XI-XIV bb. сложилось пять основных вариантов решения спора об универсалиях.

Крайний реализм, восходящий к Платону: универсалии ("человек", "гриб", "куб") существуют реально, причем независимо от вещей.

Крайний номинализм (от лат. "номен" — "наименование"), нашедший выражение в концепции схоласта Росцелина (XI-XII вв.), хотя подобные взгляды высказывались и до него: реально существуют только единичные вещи, а универсалии — это всего лишь "дуновения голоса", одиночные физические звуки, служащие именами-знаками таких же одиночных вещей. Так, слову "стол" не соответствует никакое обще; ни в единичных вещах, ни даже в мыслях.

Умеренный реализм, восходящий к Аристотелю: универсалии существуй, г реально, но в самих единичных вещах.

Умеренный номинализм, на позициях которого стояли многие философы X1II-XIV вв., например, Оккам: реально существуют только единичные вещи, однако имена-универсалии способны обозначать и определенным образом удерживать множества вещей.

Концептуализм (от лат. "концептус" — "понятие", "мысль", "схватывание"), основоположником которого считается философ и теолог Абеляр (XII в.): универсалии — это общие понятия, находящиеся в уме, одна! о имеющие основу в сходстве вещей. Иными словами, мы мыслим общность не тем же самым способом, каким она существует в действительности. Например, поверхность не существует без тела, границей которого она является, однако мыслится существующей самостоятельно.