Философия Средних Веков, страница 3

Однако не следует полностью отождествлять философию X-XIV вв. со схоластикой Ибо наряду с "официальной" университетской философией получают распространение мистические, а также натуралистические учения, тяготевшие к изу­чению природы, к свободному, не скованному теологическими установлениями философствованию, к возрождению "языческой" философии (прежде всего, неоплатонизма), к пантеизму.

Классическим образцом пантеистической философии является неоплатонизм, сформировавшийся в результате синтеза концепций Платона, Аристотеля и стоиков. Согласно учению Плотина (205-270). основателя неоплатонизма, началом, истоком всего является Единое, отождествляемое также с богом. Единое выше бытия и небытия, выше любых противоположностей. Оно везде и нигде. Оно не поддается ни­каким определениям (почему?) и потому непознаваемо.

Путем эманации ("истечения") Единое порождает многое, Мировой Ум. Ум —это мир идеальных образов. В Уме мыслимое и мыслящее совпадают.  Посредством Ума Единое

мыслит само себя. В свою очередь. Ум порождает Мировую Душу. Эта триада ипостасей (''ступеней"), пребывающая вне времени и пространства, воплощается в чувственно-материальном, зримом Космосе. Имеет место и обратное восхождение к Единому

Если какая-либо материальная вещь может находиться лишь в определенном месте в определенное время, то Единое, Ум, Душа присутствуют во всем и всегда. В телах разных людей присутствуют одни и те же Единое. Ум, Душа, а ''по ту сторону" материального мира любая из трех ипостасей едина. Поэтому каждый способен открыть в самом себе бога и совершить к нему мистическое восхождение.

Пантеизм (от греч. "пан" — "всё" и "теос" — "бог") - это отождествление бога и мира, растворение бога в природе. Пантеизм часто служил формой эмансипации науки от религии (объясните, почему — У212), мировоззренческой основой еретических, антицерковных движений. На протяжении столетий сторонники теизма вели борьбу против различных версий пантеизма, резко усилившегося в эпоху Возрождения (XI1I-XVI вв.). А начиная с XVII в. основной формой эмансипации, освобождения науки от религии, от церкви становится деизм. Деизм (от лат "деус" - ''бог") — это концепция, согласно которой, Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в естественный ход событий. Атеистические теории, отрицающие существование бога вообще, начинают завоевывать приверженцев лишь с XVIII в.

Исключительно важную роль при переходе от средневековой теоцентрическон философии к научно-рационалистической философии нового времени сыграла концепция двойственной истины. Концепция двойственной истины направлена на разграничение компетенции (то есть круга вопросов, крута полномочий) между философией (включая науку) и теологией: то, что признается истинным в фи­лософии, может считаться ложным в теологии, и наоборот.

В Х1 в. теолог и философ-схоласт Ансельм Кентерберийский, основываясь на учении Августина, сформулировал так называемое онтологическое доказательство бытия бога. Суть этого доказательства состоит в следующем. Бог абсолютно совершенен, всеблаг, всеведущ, всемогущ и т д. Он — то, превыше чего ничего нельзя помыслить. Существовать только в мысли — это меньше, чем существовать и в мысли, и на самом деле. Поэтому, если бы Бог был лишен реального существования, то это противоречило бы его совершенству. Таким образом, из самого понятия Бога следует, что Бог существует. Кто утверждает, будто Бог не существует, тот сам себе противоречит (поскольку Бог по определению есть нечто существующее, то и выходит, что отрицание бытия Бога равнозначно выражению ''существующее не существует").

В XIII в. теолог и философ-схоласт Фома Аквинский, основываясь на учении Аристотеля, разработал так называемое космологическое доказательство бытия бога, включающее пять "путей".

1. Все во Вселенной движется. Любое движущееся приводится в движение чем-то другим. Поскольку бесконечная последовательность движущих-движимых невозможна, то необходимо допустить существование Бога, перводвигателя, который движет, не будучи движимым сам. Этот "путь" иногда называют кинетическим доказательством.