Философия Средних Веков, страница 2

1.  Тринитарная проблема — как единство Бога совмещается с существованием его в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (логос, воплотившийся в Иисусе Христе) и Бог-Дух Святой?

2.  Христологическая проблема — как в личности Иисуса Христа совмещаются божественная и человеческая природа?

3. Теопасхическая проблема — как человеческая смертность Христа совмещается с его божественным бессмертием?

4. Проблема совмещения божественного предопределения и свободы воли человека: если все определяется, в конечном счете, волей Бога, то как человек может быть ответственным за свои поступки, за вину, за неверие? К данной проблеме вплотную примыкает проблема теодицеи, или богооправдания: как совмещается благое божественное управление миром с наличием зла в мире: откуда берется зло, если все — от Бога7

Впрочем, и догмат о триединстве Бога, и догмат о боговоплощении были признаны непостижимыми для разума и являющимися предметом веры.

История средневековой христианской философии распадается на несколько периодов (см. Приложение 2, схемы №№ 2-3).

Апологетика (II-III вв.). В этот период пока еще гонимые христианские авторы философствуют от случая к случаю, показывая преимущества христианства перед язычеством, обосновывая веру в едино! о Бога, сотворившего мир, подтверждая авторитет Писания ссылками на античных авторов.

Классическая патристика (IV-Vвв.). В этот период христианские мыслители, среди которых выделяется фигура Августина, 1аняты систематизацией и всесторонним обоснованием вероучения, выработкой целостного религиозно-философского мировоззрения.

Эпоха апологетики и классической патристики, когда нарождавшаяся христианская философия сосуществовала с еще не угасшей нехристианской, эллинистической философией, стала критической для будущего европейской цивилизации. Решался вопрос о том, сумеет ли христианская Европа усвоить достижения "язычников" в области науки, искусства, философии или отбросит прочь. В христианской лите­ратуре ясно обозначились два подхода.

Ярким представителем первого, так сказать, "радикального" подхода был Тертуллиан (ок. 160-220). Он резко противопоставлял веру и разум, настаивал на том, что между Церковью и Академией нет ничего общего, хотел полностью отмежеваться от рационалистической философии: "верю, ибо нелепо", "несомненно, ибо невозможно", "достоверно, ибо ни с чем несообразно" К счастью, в силу разнообразных социальных, политических, идеологических и прочих причин (подумайте, каких именно — У211), гораздо большее распространение получил подход, проводившийся в трудах Юстина (II в. н.э.), Оригена (185-254), Августина (354-430) и др., которые стремились приспособить античную философию к христианскому вероучению, привести веру в гармонию с разумом: "верю, чтобы понимать", "понимаю, чтобы верить".

Затем наступил длительный период построения всеохватывающей системы знаний, норм и ценностей под эгидой теологии (VI-X вв.).

Формируется средневековое общество, появляются знакомые нам государства, зарождается так называемая схоластика.

Расцвет средневековой философии приходится на времена схоластики (X-XIV bb.), господствовавшей в стенах университетов. Схоластика (от греч. "схоластикос" — "школьный", "ученый") — это особый тип философии, характеризующийся следующими чертами:

а) подчинение философского исследования установлениям теологии; (стремление рационально обосновать догматические предпосылки рассуждений; культ авторитета христианских первоисточников;

б) относительное безразличие к наблюдаемым фактам и вера во всесилие отвлеченных рассуждений; повышенный интерес к формально-логической проблематике, к словесным тонкостям (а отсюда — к наследию Аристотеля);

в) разработка проблем объяснения, понимания, толкования и т.п.; "учи ельский", назидательный характер философии.

Посути дела схоластика в наиболее законченной форме выразила сущность теоцентрической философии (см. выше). Различают раннюю (Х1-II вв.), зрелую (XII-XIII вв.) и позднюю (XIII-XIV вв.) схоластику. Схоласты интересовались не только традиционными теологическими проблемами, но и такими вопросами, как различие между вещью и ее свойствами, способ существования общего, критерии тождества и различия, соотношение времени и вечности, природа пустоты и др. Уточняли содержание самых отвлеченных понятий. Оттачивали приемы научной дискуссии.