Философия Нового Времени

Страницы работы

Содержание работы

                     Лекция 4. Философия Нового Времени

Ф. БЭКОН — РОДОНАЧАЛЬНИК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

НАУЧНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОГРАММА Р. ДЕКАРТА

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ГОББС, ЛОКК, БЕРКЛИ, ЮМ

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

Социально-экономические сдвиги, связанные с зарождением капиталистических отношений в недрах феодального общества, расцвет городов, подъем в различных сферах производства, оживление частной инициативы, начавшееся духовное и политическое раскрепощение индивида послужили предпосылками культуры Возрождения, господствовавшей в XIV-XVI вв. Неотъемлемой частью этой культуры была и философская мысль.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения.

1. Мировоззренческий и методологический антропоцентризм: человек рассматривается в качестве центра всего мироздания и, соответственно, в качестве главного предмета философии.

2. Гуманистическая направленность. Гуманизм (от лат. "гуманус" — '"человеческий") — это система воззрений, суть которой заключается в признании неотъемлемого права человека не счастье, свободу, развитие всех своих способностей. Гуманисты эпохи Возрождения (впрочем, как и современные) рассматривали благо человека в качестве критерия для оценки как отдельных социальных явлений, так и общества в целом, оправдывали стремление к земным наслаждениям.

3.  Исключительное внимание к античному наследию; стремление вписать идеи классиков античной культуры, в частности, учение Эпикура, в христианское мировоззрение и сделать христианство, так сказать, более светским, "естественным", "разумным".

4. Преобладание пантеистической, неоплатонической натурфилософии. Изучение природы главным образом под знаменем возвращения к Платону и критики схоластически истолкованного Аристотеля.

5. Антиклерикализм, то есть борьба против политического, экономического, духовного господства церкви, хотя среди мыслителей Возрождения встречаются и высшие иерархи церкви и государства (папы, кардиналы, канцлеры).

Крупнейшим философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский (XV в.), на чьем учении о совпадении противоположностей мы сейчас и остановимся.

Познание чего-либо единичного и относительного предполагает знание некоторой единой, объективной меры всех вещей. Такой мерой всего, под которой Николай Кузанский понимает то Бога, то Вселенную, способно быть только единое и бесконечное. Бесконечное - это максимум, то, превыше чего ничего не может быть.

Казалось бы, противоположностью максимума выступает минимум. Однако минимум... совпадает с максимумом. Максимум един и единственен, поскольку объемлет все, в том числе и минимум.

Вообразите маленький круг. Мысленно представьте, как его радиус постепенно увеличивается, а окружность как бы "распрямляется". При увеличении радиуса до бесконечности окружность... превращается в прямую. Бесконечно минимальная >кривизна тождественна прямизне. У бесконечной окружности центр (точка, минимум) совпадает со всем диаметром (с прямой, с максимумом), поскольку середина такого бесконечного диаметра находится везде.

Вообразите равнобедренный треугольник. Чем длиннее бедра, тем меньше угол, образуемый ими в вершине треугольника. При мысленном увеличении длины бедер до бесконечности угол исчезает, и весь треугольник превращается в прямую.

Вообразите юлу, вращающуюся с бесконечно большой скоростью. В любой момент времени точка А на поверхности юлы, уже совершив полный оборот, находится в исходной позиции перед глазами наблюдателя. Следовательно, движение с бесконечно большой скоростью тождественно... покою.

Таким образом, в бесконечности, то есть в абсолютно совершенном уме Бога или с точки зрения абсолютно объективной, полной картины Вселенной, все со всем совпадает, противоположности тождественны, любое число равно любому другому.

Похожие материалы

Информация о работе