Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 9

а) глубокое вмешательство в природу явления и возможность обнаружения таких свойств (связей, отношений), которые в естественных условиях наблюдаться вообще не могут (вплоть до создания искусственных объектов); отсюда, многообразие, лабильность, продуктивность эксперимента, его способность стимулировать развитие не только теории, но и материально-технической базы;

б) искусственное воссоздание, многократное воспроизведение изучаемого объекта, вещи или процесса (например, имитация грозового разряда с помощью специального устройства, изменение артериального давления у лабораторных мышей до заданных значений), а вследствие этого шансы работать с полной базой данных (в случае наблюдения в естественных условиях все обстоятельства, сопутствующие явлению, учтены быть не могут).

И всё же, преувеличивать возможности эксперимента не стоит (сами по себе опыты на лабораторных животных с искусственно вызванными симптомами заболевания не заменят внимательного наблюдения за больными людьми).

Различают следующие типы (виды) эксперимента.

По степени идеализации: реальные (включая эксперименты на естественных объектах и эксперименты модельные, точнее, предметно-модельные) и мысленные (особый статус имеют математический и модельно-кибернетический эксперименты).

По объекту: физические, химические, биологические...

По характеру результата: качественные, призванные лишь установить факт наличия или отсутствия какого-либо явления, и количественные (измерительные).

По функциям: поисковые (эвристические, исследовательские) и проверочные (контрольные, решающие).

По методике: воспроизводящие (явление в целом, либо явление со всеми условиями его существования) и изолирующие (отдельную сторону явления, либо само явление от разного рода усложняющих обстоятельств); а также простые (одноэтапные) и сложные (многоэтапные).

По спектру поставленных задач: одноцелевые и многоцелевые.

По месту проведения: лабораторные, полевые, производственные.

По масштабу экспериментальной деятельности: локальные, масштабные, широкомасштабные.

По степени контакта с экспериментатором: контактные эксперименты и эксперименты с удаленным доступом.

(Кроме того, эксперименты бывают недорогие и дорогостоящие, разрешенные и запрещенные, серьезные и не очень.)

К основным методам теоретического познания относятся формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и ряд других. Теоретические методы образуют весьма разнородную группу, классифицировать их затруднительно.

Формализация - это перевод содержательного знания в знаково-символическую форму в целях его дальнейшего преобразования и получения нового знания. Использование символов, например, в химии (тем более, в математике) позволяет устранить многозначность слов, разработать алгоритмы решения задач, а главное - обобщить форму процессов различающихся по содержанию! Формализация в широком смысле слова - это абстрагирование от содержания.

Аксиоматический метод применяется при построении теории. В основание теории кладутся некоторые аксиомы, из которых логическим путем (дедуктивно) по определенным правилам выводятся все остальные понятия и утверждения.

Гипотетико-дедуктивный метод основывается на выдвижении гипотез (объясняющих некоторое явление) и выведении из них следствий (дедуктивно), которые затем проверяются опытным путем. Поскольку подтвержденная опытом (с определенной степенью вероятности) гипотеза косвенно свидетельствует об истинности гипотезы большей степени общности, то всю теорию можно рассматривать как иерархию гипотез, возвышающихся над эмпирическим базисом. Гипотеза рассматривается и как форма организации знания (противоположность факта), и как метод исследования.

Моделирование - исследование объектов на воспроизводящих их свойства моделях, включая и построение самих моделей. Характер и степень подобия модели оригиналу варьируют. Возможно сходство по вещественно-физическим, метрическим, структурным, функциональным и иным характеристикам.