Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 8

Очевидно, содержание метатеоретического уровня не исчерпывается перечисленными главными блоками. Научное познание детерминируют трудно поддающиеся формализации сенсорные навыки (они, кстати, тоже зависят от культуры человека, от воспитания), семантика и синтаксис естественного языка, метафоры, мифологемы, художественные образы, идеологемы (так, успех атомистических теорий в Новое время отчасти объясняется атомизацией самого общества), религиозные ценности и подсознательные установки (так, этика и психология научной деятельности восходят к пуританской системе ценностей), аналогии, ассоциации и т.п. Особо отметим этические основания науки. Согласно социологической теории Р. Мертона, поведение ученого определяется четырьмя моральными нормами:

а) универсализм (оценивая исследование, ученый должен руководствоваться принятыми в науке критериями обоснованности знания, а не личными симпатиями);

б) коллективизм, или всеобщность (результаты исследований - продукт коллективного труда, всеобщее достояние);

в) незаинтересованность, или бескорыстность (цель ученого - истина, поэтому он должен согласиться с аргументированными выводами, даже если они противоречат его убеждениям);

г) организованный скептицизм (ученый должен критически относиться к имеющемуся научному знанию в целях его постоянного улучшения и быть предельно самокритичным).
5.3. Приемы и методы научного познания

Метод - это способ познания (или практической деятельности). Методологией называют, во-первых, совокупность методов, приемов, операций, правил, принципов, применяемых в какой-либо области; а, во-вторых, особую научную дисциплину, учение о методах.

Классифицировать методы можно по-разному:

- методы практической и методы духовной деятельности;

- философские (“универсальные”), общенаучные (включая методы междисциплинарного исследования) и специальные (подразделяются на частнонаучные и дисциплинарные);

- естественнонаучные (включая физические, химические и т.д.) и культурно-исторические (социально-гуманитарные);

- качественные и количественные;

- вероятностно-статистические и однозначно-детерминистские;

- формальные и содержательные;

- оригинальные и производные;

- методы исследования и методы изложения;

- методы получения данных, методы обработки данных, методы интерпретации данных, методы построения теории и методы верификации (оценки) теории.

В свете решения проблем, касающихся структуры научного знания, особое значение приобретает бифуркация методов на эмпирические и теоретические (то есть классификация по уровню научного знания).

К основным методам эмпирического, или опытного исследования относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - элементарный и универсальный научный метод, в основе которого лежит целенаправленное восприятие объекта (то есть наблюдение как свойственный всем людям познавательный акт, отдаленно напоминающий реакцию прослеживания у животных).

Наблюдение как научный метод отличают от обычного наблюдения подчиненность определенным теоретическим представлениям и методологическая рефлексия (ясность цели; обоснованность; строгость выполнения; воспроизводимость; однозначность интерпретации результатов), а также - как правило - применение специальных технических средств.

Эксперимент - сложный, универсальный научный метод, включающий наряду с актами наблюдения, акты преобразования изучаемого объекта; это воспроизведение объекта исследования в строго контролируемых и управляемых условиях.

Отличие эксперимента от наблюдения относительно. Часто наблюдение характеризуется как пассивный метод, а эксперимент - как активный. Однако наблюдение тоже может быть чрезвычайно сложным (непосредственным или опосредованным), длительным, требующим специального оборудования и профессиональных навыков, может раскрывать (конечно, после теоретической интерпретации результатов) не только поверхностные черты, но и существенные свойства явления. Наконец, наблюдение не исключает ни вмешательства в наблюдаемый процесс, ни даже варьирования условий его протекания. Тем не менее, эксперимент по праву считается более действенным методом, которому присущи, как минимум, две важные особенности: