Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 13

Согласно подходу, разработанному на материале истории физики В.С. Степиным, четыре этапа в эволюции новоевропейской науки связаны с четырьмя глобальными научными революциями (в естествознании):

1) революция, произошедшая в XVII в., - становление классического естествознания;

2) революция, имевшая место в конце XVIII в. и в первой половине XIX вв., - становление дисциплинарно организованного естествознания;

3) революция, охватывающая период с конца XIX в. до середины ХХ в., - становление неклассического естествознания (релятивистская физика, квантовая химия, общая теория систем);

4) революция, начавшаяся во второй половине ХХ в., - становление постнеклассической, современной науки.

Каждая из революций приводила к реорганизации науки в целом, к изменениям, как в структуре научного знания, так и в характере познавательной деятельности.

Практически те же самые периоды в истории новоевропейской науки указывают и другие авторы, например, А.С. Кравец (акцентирующий политическую сторону дела):

- романтический (XV-XVII вв.) - зарождение капитализма и профессиональной науки;

- классический (XVIII-XIX вв.) - наука развивается и ставится на службу государству;

- постклассический (середина XIX в. - середина ХХ в.) - научные идеи активно проникают в сферу техники (при участии государства);

- постнеклассический (со второй половины ХХ в.) - наука привлекается к участию в крупных социальных проектах и срастается с государством.

Математические, астрономические, медицинские и прочие знания, накопленные древними египтянами и вавилонянами, по-видимому, не составляли науки (нельзя забывать о том, что в распоряжении историков имеются лишь фрагментарные, главным образом, косвенные данные!). Сравним преднаучное знание с научным.

Признак, по которому проводится сравнение    

Восточная преднаука         

Античная наука

1) форма, в которой выражено знание     

всевозможные списки, словари, задачники, таблицы корней, формулы, рецепты...           

философские диалоги, научные трактаты;

теории, теоремы с доказательствами

2) ценности, цели познания          

практически-утилитарное, инструментальное назначение знания     

познание - не только средство, но и цель жизни; нравственно-практическая ценность знания

3) стратегия познания        

обобщение практического опыта, метод проб и ошибок; по-видимому, ориентация на строгое следование традиции, на воспроизведение старого, а не на открытие нового      

конструирование теоретических моделей, продумывание гипотез; дух соревновательности и новаторства; идеал доказательного, объяснительного, системного  знания

4) предмет познания           

поверхностные связи между явлениями (преднаука неспособна открыть, например, явление несоизмеримости)   

познание сущности явлений, необходимого и всеобщего в многообразном

5) отношение знания к действительности          

астрономические модели не претендуют на отражение реальности  

истинное знание должно отражать реальное устройство Космоса

6) субъект познания, носитель знания     

жречество, чиновничество или подчиненные им “писцы”     

научные школы, свободное научное сообщество

7) отношение к мифологии, степень рационализации и десакрализации знания    

??       

тенденция к разрыву с мифологическими представлениями; идеал общедоступности знания

Античной науке присущи особенности, отличающие ее от науки Нового времени, от современной (из-за этих-то особенностей некоторые авторы даже геометрию Евклида и астрономию Гиппарха считают лишь отдельными элементами отдельных наук, но не наукой в полном смысле слова).

1) Созерцательность, проявившаяся, во-первых, в резком противопоставлении естественного и искусственного (следовательно, в принципиальном разрыве научного знания и технического творчества); во-вторых, в отсутствии экспериментального подхода к изучению явлений; в-третьих, в дистанцировании от материально-преобразовательной деятельности, в неразвитости идеала овладения силами природы, в презрительном отношении “теоретиков” к материальной практике, к физическому труду.