Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 10

Структурно-функциональный метод основывается на выявлении структуры объекта и функциональных взаимосвязей между его элементами. Метод позволяет раскрыть зависимости между изменениями одних сторон объекта и изменениями других, понять механизмы его воспроизводства (самосохранения) при любых преобразованиях, наконец, распространить полученные результаты на целый класс объектов (так, структурное единство обнаруживают язык, миф и ритуал, общим принципам самоорганизации подчиняются лазер, мозг и общество).

В качестве особых групп общенаучных теоретических методов следует рассматривать математические методы (например, методы математического анализа, матричной алгебры, вычислительной математики) и составляющие их особую подгруппу статистические методы (теоретико-вероятностные, математико-статистические, метод параллельных рядов); методы логического анализа (например, метод сопутствующих изменений, метод остатков, метод сходства и различия, методы символической логики); методы лингвистического анализа (например, компонентный анализ); сравнительные методы (например, сравнительно-исторический) и некоторые другие.

Методы научного познания следует отличать от приемов, от мыслительных актов и операций. Актом называют минимальное мыслительное действие, существующее неотрывно от других актов; операцией - относительно самостоятельное, законченное действие или даже совокупность действий (объединенных единой целью), стадию познавательного процесса; под приемом же понимается элемент метода. Прием может совпадать или не совпадать с отдельной мыслительной операцией (сравнение, отбрасывание известного) либо с практическим действием, осознанным в той или иной степени (встряхивание пробирки). Порой метод включает десятки приемов, а полная реализация метода в конкретном познавательном процессе - сотни и тысячи мыслительных актов и операций (например, выполнение опыта с применением метода спектрального анализа). Часто метод реализуется посредством альтернативных приемов (используя метод осаждения, один химик добивается выпадения вещества в осадок нагреванием раствора, другой - встряхиванием).

От методов познания следует отличать методологические принципы, то есть руководящие идеи, правила познавательной деятельности (составляющие философские основания науки): принцип системности (он находит выражение в системном подходе), принцип объективности, принцип детерминизма, принцип единства исторического и логического и другие. Возьмем в качестве примера принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Конкретное значит нечто целостное, предстающее во всем многообразии своих свойств (“яблоко”). Это и воспринимаемый нами вещественный предмет (чувственно-конкретное), и всесторонне развитое понятие о нем (духовно-конкретное). Абстрактное - это одна из сторон конкретного, взятая обособленно от других. Можно рассматривать по-отдельности форму яблока, его цвет, вкус, как будто каждый из признаков существует сам по себе. Сначала ученый совершает восхождение от конкретного к абстрактному, вычленяя лишь одну сторону объекта и отвлекаясь от остальных (закон Авогадро, абстрагирующийся от сил притяжения между молекулами). Затем начинается восхождение от абстрактного к конкретному: содержание абстракции обогащается, уточняются разнообразные свойства объекта (закон Ван-дер-Ваальса, учитывающий взаимодействие между молекулами газа), результатом восхождения становится теория.

Приемы и методы описания и объяснения нельзя путать с самими описанием и объяснением!

Описание, объяснение, предсказание, понимание и истолкование (интерпретация) могут рассматриваться четверояко: как функции (задачи) научного познания, как его этапы, как специфические познавательные действия (но не логические операции наподобие дедукции и индукции, а, скорее, эпистемологические процедуры, требующие выполнения всех логических операций) и, наконец, как результаты этих действий, то есть как формы знания. В последнем значении термин “научное описание” в целом совпадает с термином “факт” (описание явления это и есть перечисление фактов), а термин “научное объяснение” - с термином “теория” (см. выше).